Фарды (обязательное), ваджибы (необходимое) и суннаты намаза. Дворец в Раю каждый день – важность суннат-намазов Что нужно читать после суннат намаза

04.02.2024


Далее, рассмотрим способ исполнения каждой из пяти(I - V ) ежедневных молитв самостоятельно (мунфарид - без джама"ата).

I . СПОСОБ ИСПОЛНЕНИЯ

СУННЫ И ФАРДА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ

Утреннюю Молитву рекомендуется исполнять, когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 - 200 метров. В хадисе из сборников Дарими и ан-Насаи говорится: «Откладывайте исполнение Утренней молитвы до явного рассвета, так как благость за молитву в это время еще выше ».

Известно, что и Сунна (А ) и Фард (Б ) Утренней молитвы исполняются по 2 ракаата. То есть, это две отдельные молитвы, каждая из которых состоит из Двух Ракаатов. Исполнение этих двух раздельных молитв мало отличаются друг от друга. Различие только при принятии Намерения (Ниййа ), и в том, что перед Обязательной (Фард ) молитвой необходимо произнести Икамаа , а аяты Корана произносить вслух.

Перед началом молитвы необходимо соблюсти Предварительные условия (Шарты ):

Фарды Молитвы: 1) Встать в сторону Киблы . 2) Укрыть Запретное (Сетр-и Аврат ), 3) Принять Намерение (Ниййа ).

Сунна : 1) Расстояние между стопами - ширина ладони.

2) Взгляд устремлен на место Суджуда.

Внимание ! Все ракааты ежедневных молитв (айаты Корана, Такбиры, Тахмиды, Тахлили - все!), кроме фардов Утренней , Вечерней и Ночной молитв, читаются Тихо (про себя).

А в фарде Утренней молитвы, а также в первых двух ракаатах фарда Вечерней и Ночной молитв,читаются Вслух только айаты Корана .

А. СУННА УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ (2 РАКААТА): ПЕРВЫЙ РАКААТ

Прежде чем приступать к любой из пяти очередных молитв, мужчины произносят АЗАН :

В отличие от Азанов перед другими молитвами, Азан перед Утренней молитвой читается с добавлением двукратного «» (см. «*»).

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Ас-саляту хайру-м-минан-наум! *

Ас-саляту хайру-м-минан-наум!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Свидетельствую, что Нет другого бога кроме Аллаха!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Молитва лучше сна!

Молитва лучше сна!

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Нет другого бога кроме Аллаха!

1. После принятия Намерения сердцем (в душе): «Намереваюсь ради Всевышнего Аллаха прочитать 2 ракаата дополнительной молитвы », тихо произнести намерение и словесно. После этого приступаем непосредственно к молитве.

2. Подняв руки до уровня головы, раскрыв ладони в сторону Киблы, касаемся кончиками больших пальцев обеих рук до мочек ушей. Затем опускаем руки и при этом произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар " - (Аллах Велик!).

3. После этого произносим: «Субханака Аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва Тааля джаддука ва ля иляха гайрук ».

4. Затем: «А’узу би-ль-Лаhи миннаш-шайтанир-раджим . Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим !».

5. Следом читаем суру 1 - «Фатиха»:

"Аль-хамду-лиль-Лахи Рабби-ль-алемиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на"буду ва иййака настагъин. Ихди-нас-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан амта алейхим. Гайри-ль-магьдуби алейхим ва ляд-даааа-лииин" .

Прочитав суру «Фатиха», произносим тихо, про себя «Ааамииин».

6. Следом читаем не менее трех коротких айатов, или на выбор - один длинный айат (величиной с короткую суру), или одну короткую суру. Например, суру 108 - "Каусар":

"Инна а"тайна ка-ль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шаниака хува-ль-абтар" .

7. После чтения Корана, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" (Аллах Велик) и одновременно совершаем поясной поклон - Рукуу .

8. Напомним, что в положении Рукуу , спина и голова должны быть наклонены параллельно земле, пальцы рук обхватывают колени (женщины наклоняются меньше). В этом положении взор направлен на пальцы ног и произносим не менее трех раз (тихо, про себя):

«Субхана Рабби аль-"Азыйм » - (Слава Господу моему Великому!).

9 - 10. Затем, произнеся (тихо, про себя) Тасми : «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » - (Аллах слышит того, кто Его восхваляет) и Тахмид : «Раббана лакаль хамд» (Хвала Тебе, Господу нашему) - возвращаемся в положение стоя (кыйам ).

11. Полностью выпрямившись, произносим Такбир (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и совершаем суджуд - земной поклон. Для этого сначала опускаемся одновременно на оба колена, затем кладем на коврик ладони и, опираясь на ладони, касаемся места поклонения (между ладонями) лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти, колени и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой и касаться пола.

(Женщины делают противоположное. Все части их тела прижимаются друг к другу и к полу, а пальцы их ног не обязательно должны быть направлены в сторону Киблы).

12. В положении суджуд произносим тихо, про себя трижды или более (но нечетное количество раз): "Субхана Рабби аль-А"ляа" -

13. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее (правая стопа остается в вертикальном положении).

14. Просидев в этом положении столько, сколько необходимо для фиксирования всех частей тела (1 раз сказать «Субхан-Аллах»), говорим «Аллаху Акбар» и совершаем второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа».

15. После трехкратного «Субхана Рабби аль-А"ляа», произносим тихо (про себя) Такбир: "Аллаху Акбар"и поднимаемся в положение стоя (кыйам ) для Второго Ракаата .

Второй ракаат Сунны Утренней молитвы :

1. Поднявшись в положение Стоя (Кыйам), произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" и, сложив руки на поясе чуть ниже пупка, читаем вновь поочередно «Би-сми-ль-Лаhи-р-Рахмани-р-Рахим!» и, прочитав как и в первом ракаате суру «Фатиха »: …, произносим тихо - Ааамииин !

Затем читаем или один длинный айат, или три кротких айата из Корана, или короткую суру. Например, читаем суру 112 - "Ихлас":

"Кьуль Хува-л-Лаху ахад. Аллаху Самад. Лям йалид ва лям йуляд, вал лям йакуллаху куфуван ахад" . -

2. Затем, также как и в первом ракаате, произносим тихо (про себя): "Аллаху Акбар" - Аллах Велик! - и совершаем поясной поклон - рукуу .

3. Затем, снова произносим не менее трех раз (тихо, про себя): «Субхана Рабби аль-"Азыйм » и со словами: «Сами-ал-Лаhу лиман хамидах » и «Раббана лакаль хамд »,возвращаемся в положение стоя.

4. Полностью выпрямившись в положение стоя, произносим (тихо, про себя): "Аллаху Акбар" исовершаем суджуд - земной поклон. Опять опускаемся на колени, затем кладем на коврик ладони и касаемся места поклонения лбом и носом одновременно так, чтобы прочувствовать твердость земли (пола). В этом положении пальцы рук и ног направлены в сторону Киблы. Локти и живот у мужчин не должны соприкасаться между собой, а также касаться колен и пола.

5. В положении суджуд произносим трижды (тихо, про себя): "Субхана Рабби аль-А"ляа " -

6. Затем переходим в положение «сидя». Для этого подворачиваем под себя левую стопу и садимся на нее. Правая стопа остается в вертикальном положении, а пальцы этой стопы направлены в сторону Киблы.

7. В этом положении фиксируем все части тела (произнося в это время 1 раз «Субхан-Аллах»). Затем говорим тихо (про себя): "Аллаху Акбар", совершая при этом второй земной поклон - суджуд . Здесь опять тихо, про себя трижды говорим «Субхана Рабби аль-А"ляа » - (Слава Господу моему Высочайшему!).

8. После второго суджуда, вновь садимся на левую стопу, предварительно ее для этого развернув, а стопу правой ноги ставим вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Киблы. Женщины, как мы уже говорили, садятся на левое бедро, вытянув согнутые в коленях ноги нна правую сторону назад (такое положение ног называется "Таваррюк ").

9. В этом положении читаем последовательно:

а) «Аттахиййату лиль-Лахи…»

б) «Аллахумма салли аляа…» -

в) «Аллахумма барик аляа Мухаммадин… »

г) «Раббанаа атинаа… »

д) «Раббанагьфирли… ».

10. После этого, поворачивая голову направо и глядя на правое плечо, приветствуем:

а) «» - (Мир вам и милость Аллаха),

б) Затем, поворачивая голову налево и глядя на левое плечо, повторяем:

«Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах » - (Мир вам и милость Аллаха) .

Таким образом, молитва в 2 ракаата считается законченной.

Утренняя сунна является наиболее значительной из всех дополнительных молитв, которые исполняются ежедневно вместе с фардами. Важность этой молитвы подтверждается словамиПророка (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад и Абу Дауд передают от Абу Хурайры:

"Не отвергайте утреннюю сунну, даже если вас будутпреследовать всадники на конях ".

В другом сообщении от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исполнял так часто ни одну дополнительную молитву, как утреннюю сунну ". [Бухари; Муслим].


Способы исполнений всех молитв даны по мазхабу Ханафи . Варианты некоторых положений по другим мазхабам даются в сносках. Напоминание ! При написании арабских слов и религиозных терминов, а также молитв и айатов использованы буквы русского алфавита. Использованная транслитерация дает лишь приблизительное прочтение арабских слов, но не отражает фонетику арабского языка. Для правильного произношения необходимо обратиться за помощью к специалистам арабского языка или, хотя бы использовать аудио или видео кассеты.

«Субханака…» в этом месте произносится по мазхабам Ханафи и Ханбали. Шафииты читают мольбу «Таваджух», а Маликиты в этом месте не читают ни то, ни другое. ( IFA , II : 82).

По мазхабу Ханафи выражение «!», стоящее перед сурой «Фатиха» (а также перед всеми остальными сурами, кроме того, которое проходит в суре 27 - «Нэмл», айате 30) не считается айатом данной суры. Опирается это мнение на хадис , приведенный в сборнике Муслима "Джами-ус-Сахих" и переданный Анасом (да будет доволен им Аллах): «Я исполнял молитву и с хазратом Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и с хазратом Абу Бакром, и с хазратом Умаром, и с хазратом Усманом (да будет доволен ими Аллах), но ни от одного из них не слышал, чтобы они читали (вслух ) «Би-сми-ль-Лаhи-р-Раhмани-р-Раhим !» [Муслим]. IFA , I : 510.

По мазхабу Ханафи чтение в молитве после суры «Фатиха» еще что-либо из Корана (в первых двух ракаатах фард молитв и во всех ракатаах дополнительных молитв) является Ваджибом . Такое решение опирается на хадис, переданный Абу Даудом, Ибни Хиббаном и Абу Йа’ла аль-Маусули от Абу Саида аль-Худри: «Нам было велено читать в молитве вместе с «Фатихой» (еще и другие) айаты, чтение которых нам легко дается ».( IFA , I : 492).

Произносить Такбир надо в движении, и закончить до окончания движения в сторону Рукуу. По мазхабу Шафии перед такбиром поднимаются ладони до уровня плеч и опускаются.

Во времена пророка сподвижники старались повторять каждое его пророка. Трепетно относились к дополнительным молитвам, старались быть постоянными в них. Они в отличии от современных мусульман знали цену дополнительных молитв, и не оставляли их так как это только желательное действие.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:


“Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, посредством желательных поклонений (“навафиль” т.е. дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно),
пока Я не полюблю его.

Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это),

а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». (аль-Бухари, 6502).

В своей основе добровольные намазы можно читать в неограниченном количестве, в любое время, кроме пяти запретных времён:
1. После утреннего намаза вплоть до начала восхода.
2. Во время самого восхода.
3. Во время зенита.
4. После аср-намаза до заката солнца.
5. Во время заката.


Однако приведём ниже установленные добровольные намазы, которые совершал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и достоинство которых велико.


Установленные добровольные молитвы:
1. Суннат-намазы (раватиб), два раката до утреннего намаза, четыре раката до обеденного (зухр) намаза и два после него, два раката после магриб-намаза, два раката после иша-намаза, всего двенадцать ракатов. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочитает двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).


2. Тахаджуд-намаз или ночное выстаивание и витр. Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» (аль-Бухари, 1145).

3. Духа-намаз (намаз, читаемый после восхода солнца до начала зенита). Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Тот, кого любил я больше всех (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует), дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам духа-намаз в два раката и совершать витр перед сном». (аль-Бухари, Муслим).


4. Два раката намаза после омовения. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?» На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог).» (аль-Бухари: 1149).

5. Четыре раката до аср-намаза . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).


6. Два раката до магриб-намаза . Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, повторив трижды: «Молитесь перед магрибом, добавив на третий раз: «Это для тех, кто пожелает» (аль-Бухари, 1183).


7. Два раката между азаном (первым призывом) и икамой (вторым призывом). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает». (аль-Бухари,624, Муслим).


Также существуют: намаз-истихара (при спрашивании у Аллаха совершения правильного выбора), а так же намаз-приветствия при входе в мечеть, а так же два раката после тавафа (семикратного обхода Каабы), истиска-намаз (намаз испрашивания дождя при засухе), кусуф-намаз (при затмении солнца или луны), два праздничных намаза (на Ураза-байрам и Курбан-байрам). Далилей (доказательств), указывающих на эти намазы, очень много. Можете подробнее прочитать в сборниках достоверных хадисов.

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список...
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ - ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку" (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка"да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку", саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку").
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку", саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка"да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка"дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

3. СУННАТЫ

В НАМАЗЕ - 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма...»).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку" и каждой саджде.
14) В руку" держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку", имам произносит «Сами"аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми" («Сами"аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка"де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка"да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

عن عائشة، قالت: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة من السنة بنى الله له بيتا في الجنة: أربع ركعات قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد المغرب، وركعتين بعد العشاء، وركعتين قبل الفجر "

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).

О вы, кто верует!
Когда вас позовут к молитве дня собранья,
Спешите к поминанию Аллаха.
Оставьте все торговые дела, –
Для вас так будет лучше.
О, если бы вы только знали!

Оригинальный текст (ар.)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

Джума-намаз

Желательные молитвы

Желательные молитвы - это те молитвы, выполнение которых не является обязанностью мусульманина, и за не совершение которых на мусульманина не ложится грех.

Аввабин

Желательный намаз, совершаемый между четвёртым (магриб) и пятым (Иша) намазами. Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию .

«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане».

Витр

Вуду

Духа

Ишрак

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода Солнца.

Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода Солнца, а потом выполнит два ракаата намаза-ишрак, тот получит награду как за хадж и умру.

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак. Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода Солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Однако в этом случае награда будет намного меньше .

Кусуф и Хусуф

Истиска

Ратибат

Тауба

Тахаджуд

Тахият аль-масджид

Хаджат

Женский намаз

Женский коллективный намаз

Намаз женщины немного отличается от мужского. Главное отличие - это прикрытие аврата , который у женщин включает всё тело кроме лица и кистей рук. К другим менее важным (и не везде принятым ) отличиям относятся:

Джамаат-намаз

Каср

Хауф

Примечания

  1. Джаназа-намаз
  2. Пятничный намаз (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 14 ноября 2011. Архивировано 1 октября 2011 года.
  3. Праздничная молитва (неопр.) . Umma.ru. Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 17 мая 2013 года.
  4. Метод совершения праздничного намаза (неопр.) . Assalam.ru. - «Сунной является совершение его в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути.». Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  5. Праздничный намаз - это подарок Всевышнего верующим
  6. Аввабин (неопр.) . ДУМ Чувашской Республики. Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
  7. Вопросы, связанные с намазом (неопр.) . Медресе (2011-28-07). Дата обращения 22 апреля 2013. Архивировано 22 апреля 2013 года.
© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро