По каким дням ходят в мечеть мужчины. Памятка новообращенному: правила посещения мечети. Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил
- Польза коллективного намаза;
- Порядок совершения коллективного намаза;
- Мечеть;
- Архитектурные особенности мечетей;
- Культура поведения в мечети;
- Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
- Праздничные намазы и порядок их совершения;
- Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
- Намаз «ат-таравих» ;
- Намаз путника;
- Возмещение пропущенных намазов (када );
- Совершение намаза сидя и глазами;
- Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .
польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .
«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .
«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .
«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .
Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).
Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.
Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.
Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.
Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:
- Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
- После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
- Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
- Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).
Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.
Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.
Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :
Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.
Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:
Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.
Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :
Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.
Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.
Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.
МЕЧЕТЬ
Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.
Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.
В Священном Коране говорится:
«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .
«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от ‘ Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .
«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .
«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .
О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети (а ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ
Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.
Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.
- михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
- минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
- минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
- алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
- шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
- курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва ‘ аз ).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ
Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:
- перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
- заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
- перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
- при входе в мечеть надо снять обувь;
- входить с уважением и благоговением;
- желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
- поприветствовать присутствующих;
- сидеть в направлении Кыблы;
- не желательно сидеть, вытянув ноги;
- не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
- не обсуждать вопросы купли-продажи.
- не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
- внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
- пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
- не причинять беспокойство другим людям;
- не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
- не мусорить и не просить милостыню.
Утверждены мутаваллиятом
Местной религиозной общины
мусульман г. Нижнего Новгорода
23 июня 2016 года
Правила поведения в Нижегородской Соборной мечети
Настоящие Правила (далее - Правила) определяют нормы поведения посетителей Нижего-родской Соборной мечети во время их нахождения в задании мечети.
Правила разработаны в соответствии с нормами этики, законами Ислама и правовыми ак-тами Российской Федерации о нормах поведения физических лиц в общественных местах.
1. Общие сведения
1.1.
Нижегородская Соборная мечеть является духовным центром нижегородских мусуль-ман и культурно-историческим достоянием всех жителей Нижнего Новгорода и области.
1.2.
Мечеть была построена с 1913 по 1915 гг. общиной нижегородских татар-мусульман. В годы советской власти мечеть была закрыта и сильно разрушена. В 1991 году мечеть была восста-новлена совместными усилиями татарской общины, жителей города и правительства Нижегород-ской области.
1.3.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №1558-р от 27 октября 2008 года Нижегородская Соборная мечеть, как памятник истории и культуры имеющий особую историко-архитектурную ценность, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.
1.4.
Богослужения в Нижегородской Соборной мечети проводятся по ханафитскому мазхабу Ахлю Сунна валь-Джамаат.
2. Общие положения
2.1.
Посетителем мечети признается любое физическое лицо временно находящееся в зда-нии мечети, для которого мечеть не является местом работы:
- лица, исповедующие религию Ислам (далее – прихожане);
- лица, интересующиеся религией Ислам, для получения индивидуальных и групповых кон-сультаций;
- лица, в составе организованных индивидуальных и групповых экскурсий, проводящихся по согласованию с имам-хатыбом мечети;
- официальные делегации;
- лица, проводящие ремонтные работы и хозяйственное обслуживание внутри здания мече-ти.
2.2.
Допуск посетителей в здание мечети осуществляется согласно установленному мута-виллиятом МРОМ г. Нижнего Новгорода расписанию посещения.
Время экскурсионных посещений, проведения хозяйственных и ремонтных работ устанавли-вает имам-хатыб мечети.
2.3.
Контроль за соблюдением настоящих Правил и поддержанием общественного порядка в Мечети осуществляется:
- имамами и другими работниками мечети;
- уполномоченными лицами из числа прихожан мечети, обозначенными специальными нару-кавными повязками;
- привлеченными, в случае необходимости, силами охраны порядка – сотрудниками полиции и частных охранных предприятий;
Требования лиц, контролирующих соблюдение установленных Правил, являются обяза-тельными для исполнения всеми посетителями мечети.
3. Права посетителей мечети
3.1.
Посетители мечети вправе:
входить и находиться в здании мечети в установленное расписанием или согласованное с дежурным имамом время;
получать информацию по религиозным вопросам и истории мечети;
пользоваться книгами общего пользования на время посещения мечети;
пользоваться головными уборами, рубашками, халатами общего пользования на время посещения мечети, для приведения своего внешнего вида в соответствие с настоящими Правилами;
3.2.
По согласованию с имамом-хатыбом мечети:
посетители могут осуществлять кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию по радио и телевидению;
посетители, не исповедующие Ислам, могут присутствовать в молельных залах во время богослужений, соблюдая установленные имамом-хатыбом место размещения и правила поведения.
4. Общие обязанности посетителей Мечети
4.1.
Посетители, находясь в здании мечети, обязаны:
соблюдать установленные Правила и нормы поведения в общественных местах;
не допускать проявлений неуважительного отношения к имамам, работникам мечети, ли-цам осуществляющим контроль соблюдения настоящих Правил, к прихожанам и другим посетите-лям мечети;
выполнять законные требования и распоряжения имамов, работников мечети и лиц осу-ществляющих контроль соблюдения настоящих Правил;
не препятствовать надлежащему исполнению имамами и работниками мечети их служеб-ных обязанностей;
иметь внешний вид соответствующий требованиям настоящих Правил;
при входе в здание мечети выключить мобильный телефон или отключить все звуковые сигналы, включая вибрацию;
бережно относиться к имуществу мечети,
соблюдать чистоту, тишину и порядок в здании мечети.
4.2.
Посетителям мечети запрещается:
находиться в здании мечети в неустановленное для посещений время;
находиться в служебных помещениях мечети, не предназначенных для приема посетите-лей;
находиться в здании мечети имея внешний вид несоответствующий установленным Пра-вилам;
находиться в здании мечети с неприятным запахом от одежды или тела, неприятным за-пахом изо рта, резким запахом парфюмерии;
пользоваться услугами мобильной связи в течение всего времени посещения мечети;
находиться в здании мечети с мобильным телефоном с не отключенными звуковыми сиг-налами и вибрацией;
кричать, громко разговаривать, громко смеяться, проявлять негативные эмоции, прини-мать пищу, хлопать дверьми, ходить твердым громким шагом;
входить в молельный зал в обуви и босыми ногами;
находиться в молельном зале в верхней одежде (ветровки, плащи, куртки, пальто, шубы, дубленки и т.п.);
вести разговоры во время азана (призыва к молитве) и совершения коллективного намаза (молитвы);
совершать какие-либо действия, препятствующие или мешающие имамам и прихожанам проводить коллективное и индивидуальное богослужение;
производить без согласования с имамом-хатыбом, как профессиональную, так и люби-тельскую видеозапись, кино- и фотосъемку, а также трансляцию по радио и телевидению;
выносить из здания мечети книги и вещи общего пользования;
находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьяне-ния и его остаточными явлениями;
проносить в здание мечети огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества, спиртные напитки, продукты питания (включая бутилированную воду и напитки) и крупногабаритные предметы;
курить, употреблять алкогольные напитки в здании мечети и на прилегающей к ней тер-ритории.
5. Обязанности посетителей мечети не исповедующих Ислам
Посетители, не исповедующие Ислам, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посе-тителей мечети» обязаны:
5.1.
Находиться в здании мечети только в сопровождении работника мечети или уполномо-ченного для этого прихожанина.
5.2.
- одежда должна быть чистой и закрывать тело, включая плечи и колени;
- одежда не должна иметь многоцветной, пестрой раскраски, содержать изображение людей, животных и надписи;
- мужчинам допускается быть в рубашках с коротким рукавом, женщинам допускается быть в брюках;
- женщины должны покрывать голову платком, мужчинам допускается быть с непокрытой го-ловой;
Посетители в спортивной одежде, бриджах и другими нарушениями требований к внешнему виду, в здание мечети не допускаются.
6. Обязанности прихожан (посетителей мечети исповедующих Ислам)
Прихожане, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посетителей мечети» обязаны:
6.1.
Соблюдать следующие правила внешнего вида:
- одежда должна быть чистой, опрятной и красивой, закрывающей все части тела, в том чис-ле - руки до запястья, ноги до щиколоток;
- мужчины и женщины должны быть с покрытой головой;
- женщины покрывают голову платками;
- мужчины покрывают свою голову традиционными для молитвы головными уборами (калан-сува, шапочка, такыя, тюбитейка, чалма и т.п.);
- в одежде мужчин рекомендуются брюки, а также допускаются однотонные джинсы, без надписей, украшений, дополнительных накладных карманов и дыр на штанинах;
- в день пятничной молитвы (Джумууа) и праздничных молитв одежда у мужчин должна быть с преобладанием светлых тонов и белого цвета. Наиболее желательна одежда белого цвета или праздничный религиозный костюм, соответствующей национальной традиции.
6.2.
Для мужчин во внешнем виде запрещаются:
- одежда с многоцветной, пестрой раскраской;
- одежда из шелка;
- рубашки с коротким рукавом и футболки;
- шорты, бриджи и спортивные брюки;
- плотно обтягивающие брюки, штаны и джинсы;
- брюки, штаны и джинсы с яркой раскраской, с узором в виде белых пятен и разводов, с надписями, украшениями, дополнительными накладными карманами и дырами на штанинах;
- одежду военного стиля (фасона и окраски), если они не являются формой военнослужаще-го, пришедшего в мечеть;
- спортивная одежда, толстовки, кофты с капюшонами;
- использование для покрытия головы бейсболок, кепок и других головных уборов, не яв-ляющихся традиционными для молитвы головными уборами;
- наличие украшений из золота.
6.3.
Для женщин во внешнем виде запрещаются:
- одежда, содержащая изображение людей, животных и надписи;
- джинсы;
- брюки, если они не являются частью религиозного женского костюма;
- кофты и толстовки с капюшонами.
6.4.
Прихожане перед посещением мечети обязаны:
- совершить ритуальное омовение, воспользоваться благовониями;
- в тахарат-хане (помещении для омовения) соблюдать чистоту и проявлять бережливость в использовании воды и электроэнергии;
- при отсутствии возможности выйти из дома в одежде надлежащего вида, брать ее с собой и переодеться перед входом в мечеть в отведенном для этого месте;
Прихожане, не выполняющие требования установленных Правил поведения и внешнего ви-да в здание мечети не допускаются.
6.5.
Во время нахождения в здании мечети и проведения богослужений беспрекословно слушаться и выполнять указания имамов и уполномоченных ими лиц.
7. Ответственность посетителей мечети за нарушение настоящих Правил
7.1.
В случае нарушения посетителями мечети требований, имамы, уполномоченные прихо-жане и лица, привлеченные для контроля исполнения Правил, имеют право делать нарушителям замечания, а также принимать меры к устранению (предотвращению) нарушений в соответствии с имеющимися полномочиями.
7.2.
При наличии в действиях посетителя мечети признаков административного правонару-шения, виновное лицо может быть привлечено в установленном порядке к административной ответ-ственности.
7.3.
В случае совершения посетителем мечети деяния, влекущего уголовную ответствен-ность, виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности в установленном поряд-ке.
7.4.
В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества мечети и находя-щихся в нем материальных ценностей на виновное лицо наряду с административной либо уголовной ответственностью возлагается обязанность возмещения причиненного ущерба.
1. Входя в мечеть, скажите следующее дуа :
«Бисмилляхи вас-саляту вас-саляму аля Расулюллах. Аллахумма афтахли абваба рахматик» («Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости») .
2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение : «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети ». Сделав это, иншааллах, можно надеяться на духовную пользу от итикафа (пребывания в мечети).
3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду . В случае если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Проходить, перешагивая через людей, недопустимо.
4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана . Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуете его.
5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей . Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдёт перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.
6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, перед тем как сесть совершите два ракаата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид . Это очень похвальное дело. Если у вас не остаётся времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остаётся времени даже на то, чтобы совершить суннат-намаз, и джамаат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.
7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр . Особенно полезно произносить следующие слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).
8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры , пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения, молитвы или зикра (поминания Аллаха).
9. Если джамаат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды . Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.
10. Когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь) на арабском языке, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие . Однако, если кто-то начнёт разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.
11. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред .
12. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, спокойно и мягко попросите его не делать этого . Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.
Церковь - место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны. С появлением возможности путешествовать за рубежом, многие туристы имеют возможность посещать страны, где другая религия. Знание правил этикета при посещении мечети вам может быть полезным.
Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.
В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.
Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин.
Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.
Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.
Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.
Хотя мечеть и не является святым местом, существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.
Женщинам запрещается посещать мечеть в «критические дни». Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.
Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.
Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.
Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.
Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.
Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе.
Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.
«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».
Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.
Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».
В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.
Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.
Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.
То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.
В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.
Как молиться в мечети?
Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.
Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.
Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.
Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.
Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.
Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.
Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com
«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.
Как подать милостыню?
Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».
Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com
«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.
Кому нельзя заходить в мечеть?
Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.
В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости
В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.
Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.
Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.
Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.
«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.