Нужно ли водить ребенка в школу: мнение психолога Ольги Юрковской. Монологи родителей, решивших не водить своих детей в школу Формирование личности в школе

01.03.2024

Нередко родители сокрушаются о том, какая непомерная нагрузка обрушилась на их ребенка сначала с поступлением в школу, затем с переходом в старшее звено. Мамы с папами жалеют своих уставших, вялых и уже ничем не интересующихся детей, и искренне полагают, что с этим ничего нельзя поделать. Мир развивается, технологии становятся сложнее, поэтому кажется логичным, что к советским пяти-шести урокам в день прибавилось еще пара, а домашнее задание ребенок заканчивает делать иногда за полночь.

Кто из родителей против школы

Ольга Юрковская - юрист, бизнес-тренер, консультант по бизнесу и управлению, преподаватель психологии, а также мать двух дочерей и сына, никто из которых не ходит в школу. Она против системы школьного обучения в том виде, в котором она существует на данный момент, и открыто делится своим опытом и соображениями на просторах интернета. Это неизменно вызывает интерес родителей, которые сами сомневаются в эффективности системы школьного , и хотели бы соотнести возможные риски и бонусы при выборе иного подхода к просвещению ребенка.

Ольга Юрковская о себе, своих взглядах на жизнь и образование детей (видео)


Почему дети ходят в школу

Рассуждая на тему причин, по которым родители водят своих , Ольга Юрковская обращает внимание, прежде всего, на обеспеченные семьи, где, например, мама имеет возможность не работать и находиться дома с ребенком. По мнению преподавателя психологии и бизнес-тренера, многие родители предпочитают отдать ребенка на обучение в государственное учреждение, чтобы полностью с себя и переложить на государство ответственность за качество образования и воспитания своего отпрыска. Иных разумных доводов Юрковская не видит.

Ксения Подорова - блогер и мама детей, которые также ни разу не присутствовали на школьном уроке, - пишет, что, оказывается, еще в 1992 году президентом Ельциным был подписан документ, согласно которому любой ребенок, независимо от состояния своего здоровья, может получать образование дома. Более того, школа обязана доплачивать семье, в которой дети не посещают занятия, так как они не тратят средства, выделенные государством на их обучение.

Таким образом, вопрос о том, что дети обязаны ходить в школу, отпадает сам собой. Выходит, что большинство родителей просто не знают или не хотят знать о том, что они вправе организовывать обучение ребенка самостоятельно, а не только лишь сокрушаться о том, насколько бесчеловечна система.

О качестве школьного образования

Юрковская, утверждая свою позицию о том, что школа не нужна в принципе, говорит о том, что качество образования в школе (то, ради чего ребенок в первую очередь посещает занятия) оставляет желать лучшего.

  • Знания, которые даются в обычной школе согласно программе, - это бессистемный набор правил, формул и дат, которые после выпускного никогда больше не потребуются.

Подавляющее большинство современных детей задолго до того, как пошли в школу. Другие знания фактически им не понадобятся в последующей жизни, тем более в эру повсеместно доступного интернета, когда на любой вопрос за секунду ответит поисковая система.

  • В школе ставятся во главу угла зачастую абсолютно ненужные навыки, например, идеальный почерк, в то время как в век компьютерных технологий куда важнее и полезнее овладеть методом слепого десятипальцевого письма на клавиатуре.

Зачем нужен репетитор

  • Информацию, которую в школе дают несколько лет и тысячи часов, можно изучить за пару месяцев интенсивных занятий с репетитором. Также система вузовского образования, когда отдельные предметы даются блоками за полгода, а не растягиваются на несколько курсов, показывает, что система школьного обучения малоэффективна и не востребована, когда действительно нужны знания.
  • Определившись с будущей профессией, ребенок заново и практически полностью с нуля изучает предметы, которые необходимы для поступления в университет по выбранной специализации, а для этого нанимается педагог, который проводит с ним частные уроки за отдельную плату.

Таким образом, дети зря на протяжении одиннадцати лет сидят неподвижно за школьной партой и заучивают информацию, ведь опыт абитуриентов и их родителей показывает, что для поступления в престижный университет школьных знаний недостаточно, и в любом случае приходится приглашать учителя для индивидуальных занятий.

Поэтому Ольга Юрковская и считает, что намного целесообразнее, полезнее для детей, и, в конечном итоге, дешевле, нанять репетитора как можно раньше, уже в 5 или 6 классе. В таком случае информация будет сразу даваться грамотно, интересно и навсегда. А время, которое остается свободным в силу того, что ребенок не тратит его на уроке, может быть потрачено на занятия, которые ему самому действительно интересны и нужны, а также на общение с близкими и друзьями.

Последние годы популярность домашнего обучения в развитых странах выросла, например, в США в начале восьмидесятых на homeschooling находилось чуть более девяносто тысяч детей, в то время, как в последние годы эта цифра достигла практически двух миллионов, что составляет около трех процентов от общего числа учащихся школьного возраста в Соединенных штатах. В России более или менее точная статистика есть только за 2007 год, и тогда количество детей, обучающихся дома не по состоянию здоровья, а по собственному желанию, составляло около двадцати пяти тысяч человек.

Социализация ребенка в школе

Для того, чтобы понять, почему школа не способствует успешной интеграции ребенка в общество, нужно разобраться .

Суммируя определение, данное в нескольких словарях различной направленности, получаем, что социализация - это процесс, во время которого личность, усваивая ценности, нормы и порядки общества, во-первых, формируется, а во-вторых, получает навыки для успешной жизни в социуме.

По мнению Юрковской, школа не в состоянии обеспечить нормальную интеграцию ребенка в общество, потому что подавляющую часть времени, проведенного в здании учебного заведения, ребенок молча сидит , а на переменах вынужден общаться с одногодками, с которыми у него нет ничего общего, кроме того, что их волею случая определили в один класс.

Таким образом, утверждает преподаватель психологии, школу нельзя назвать моделью общества, следовательно, она и не способствует правильному формированию личности для успешной жизни в социуме.

Качества успешного человека

Также Ольга Юрковская предлагает рассмотреть, какой человек считается действительно успешным, и сравнить этот портрет, во-первых, с обычным учителем, который призван быть образцом для детей, во-вторых, с тем, кого школа в итоге воспитывает, согласно методам, которыми оперирует система.

Успешными в глазах не только детей, но и взрослых, выглядят настоящие профессионалы, которые добились вполне определенных успехов в плане заработанных денег и признания среди коллег и в обществе. Это могут быть бизнесмены или актеры, рестораторы или танцоры, политики или блогеры - важно, что каждый из них богат, уважаем и счастлив.

Среди менее удачливых и известных коллег, как правило, их отличают:

  • талант и активность;
  • трудолюбие и упорство при достижении поставленной цели;
  • скорость и ;
  • сосредоточенность и способность не отвлекаться на мелочи;
  • навыки общения и налаживания контактов и социальных связей;
  • устойчивость к стрессу и лидерские качества;
  • умение моментально принимать решения и нести за них ответственность;
  • способность выбирать проверенные источники информации и качественно обрабатывать полученные знания;
  • проницательность и интуиция;
  • способность гореть идеей и быть открытым новому;
  • желание учиться и умение находить учителей.

Формирование личности в школе

Современная средняя школа, по мнению Ольги Юрковской, воспитывает скорее антипод успешного человека.

  • В школе невозможно действительно увлечься. Сосредотачиваясь на самом интересном для себя, ученик забрасывает остальные предметы, чего система государственного образования не терпит. В итоге пытаясь везде успеть, ребенок теряет возможность уделять достаточно времени действительно занимательным и полезным для себя вещам.
  • Даже увлекаясь, нельзя получить исчерпывающие знания в рамках школьной программы, так как предметы растянуты на годы и рассчитаны на тех, кому нужно дать основы, не вдаваясь в тонкости.
  • Получение реального результата исключено, потому что по звонку нужно бросить начатое и отправиться в другой класс, чтобы заниматься другим предметом.
  • Скорость мышления не развивается, напротив, все должны думать одинаково, средне, не выделяясь, чтобы не саботировать идущий по плану урок.
  • Послушный и дисциплинированный ученик редко обладает достаточной силой воли и активностью в достижении целей, так как фактически эти качества исключают друг друга.
  • Самому добывать проверенную информацию детей не учат, взамен давая сухие факты, описанные косноязычными авторами учебников.
  • за свой выбор также не представляется возможным, потому что выбора нет.
  • Коммуникабельность, публичные выступления, элементарное умение аргументировать собственную позицию не развиваются, ведь уложиться в часы, выделенные на изучение той или иной темы важнее, нежели воспитать настоящие лидерские качества успешного человека.

Также Юрковская говорит о так называемом «двойном отрицательном отборе», который, как правило, проходит подавляющее большинство . На этапе поступления в педагогические вузы выбирают те из них, кто не прошел в другие более престижные университеты, а затем работать в школу идут самые не амбициозные и безынициативные выпускники, которые боятся или не в состоянии получить другую более оплачиваемую и престижную работу.

Таким образом, школа не может воспитать успешного человека в силу того, что система устарела и оперирует неработающими методами как в отношении сотрудников, так и в плане организации обучения.

Домашнее обучение

Обучение на дому существует с тех времен, когда появилось само образование. Испокон веков дети из состоятельных интеллигентных семей обучались дома с гувернерами под присмотром родителей, в то время как школа возникла с целью дать детям из бедных семей азы чтения, письма и счета. Поэтому, как утверждают историки, домашнее образование выглядит куда более логичным и оправданным, и подтверждает свою эффективность и целесообразность опытом поколений на протяжении сотен лет.

В современном динамичном мире образование и интеграция ребенка в общество, по мнению Ольги Юрковской, полностью лежит в зоне влияния и ответственности родителей. Именно отец с матерью должны озаботиться вопросом, каким они хотят видеть своего ребенка - со средними и ниже среднего знаниями и способностями, считающего, что «инициатива наказуема», или успешным лидером, умеющим общаться, принимать решения и упорно двигаться к достижению результата, отсекая все лишнее.

Таким образом, позиция Ольги Юрковской категорична и провокационна, как и любая крайняя точка зрения, но также и не лишена здравого смысла и последовательной аргументации.

По мнению психолога, стоит выбрать домашнее обучение, и вовсе необязательно водить ребенка в общеобразовательную школу, потому что:

  • качество образования в школе оставляет желать лучшего;
  • репетитор способен дать тот же объем информации, что и в школе, но в несколько раз быстрее и интереснее;
  • строгая дисциплина, контроль учителя и искусственно сформированные коллективы классов не способствуют успешной социализации ребенка, а напротив затрудняют ее;
  • система школьного образования не дает возможности воспитать личность, обладающую всеми качествами успешного человека.

Не каждый готов дотянуться до уха

– Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

– Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано – физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет – по заявлению родителей.

– То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать в первый класс?

– Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа.

– А почему дети стали созревать позже?

– Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша – непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу – то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути – физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%.

– Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

– Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый – так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4–5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели.

Еще показатель зрелости – смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу.

И третий критерий – вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, – обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит и молчит – слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах – это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки... И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

– Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

– Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике... Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

– Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные – для подготовленных детей, а есть слабые – для всех остальных?

– Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом – чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

– Как вы помогаете таким детям?

– Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это – с согласия родителей.

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Как живут «дети без школы» и их мама:)

Решила собрать в одну заметку мои ответы на многочисленные вопросы, которые мне задают после статей о недостатках школы и альтернативном варианте обучения дома

1. У меня нет ответа на вопрос, подойдёт ли индивидуальное обучение вам и вашим детям. Я НЕ ЗНАЮ. Я не знакома с вами. Ответ можно выяснить на индивидуальной консультации, но не "постановкой диагноза по аватарке".

Хоумскулинг подходит не для всех. Взять на себя ответственность за развитие своих детей способен небольшой процент населения любой страны. Большинству родителей легче отдать ребенка куда-то, чем заниматься самим. В том числе потому, что даже родителю-управленцу или преподавателю намного сложнее мотивировать собственного ребенка, чем подчиненных ему взрослых.

И далеко не у всех родителей хватит ресурсов, чтобы обустроить своим детям хорошую образовательную среду.

2. Опыт стран, где хоумскулинг является нормой, статистически подтверждает преимущества домашнего обучения. По итогу обучавшиеся дома дети американцев поступают в лучшие ВУЗы. И получают в дальнейшем в разы большие зарплаты. Не в последнюю очередь это происходит потому, что родители вкладывают дома в детей намного больше сил. Поэтому выросшие дети строят более успешную карьеру.

3. Легко будет не сразу. Вначале вам придётся пройти через многое:

  • Переступить через свои страхи: «как я буду не как все», «а вдруг я чего-то лишаю своего ребенка», «я не справлюсь», «меня будут осуждать», «это очень дорого и надо много времени» и так далее.
  • «Выдержать бой» с родственниками и школьной администрацией, чтобы оформить ребенка на индивидуальный план.
  • Постоянно выслушивать нравоучения родственников и окружающих вас людей, как неправильно вы живёте. И их мрачные прогнозы относительно ваших детей.
  • Организовать самим образовательный процесс.
  • Оплачивать репетиторов и проводить с ребенком намного больше времени.
4. Рекомендую отбросить идею, что учить ребёнка школьным предметам вы обязаны только сами. Ваша роль скорее «директор школы», который часто overqualified для работы учителем или репетитором.

Мой опыт и опыт моих знакомых (великолепных репетиторов, преподавателей «от бога») показывает, что собственную маму ребёнок не воспринимает и «не слушается». Можно чему угодно научить посторонних людей. Но собственные дети обучаются только в процессе совместной деятельности (игры, разговоры-обсуждения, дела и т.п.). Формат «уроков» с собственными детьми, как правило, не работает. Учить своих детей (не совместной деятельностью, а методом уроков) намного сложнее, чем быть преподавателем у посторонних людей. С мамой ребенок привык к другим отношениям.

Можно, конечно, и самим учить ребенка. Но лично мне дешевле обходится репетитор (зарабатываю больше в это время, чем если бы занималась с детьми сама). И по времени эффективнее – она быстрее объясняет и получает результат, чем могу я. За день моей работы я оплачиваю год работы репетитора с моими детьми. И освобождена от необходимости заниматься неинтересной и ненужной школьной рутиной. Есть миллион более полезных и интересных совместных дел, чем учить с ребенком школьные уроки. Предпочитаю быть для ребенка авторитетом в области своих профессиональных знаний, а не стоять у него над душой с диктантами или требовать рассказать мне правила из учебника. Так что лучше поберечь нервы – зарабатывайте больше в это время. Наймите репетитора – «чужая тётя» научит быстрее школьным предметам.

И вовлекайте ребёнка в ваши взрослые дела. Дайте ему посильную работу в рамках вашей профессии, например. Отправьте на разные кружки. Скачайте обучающие игры.

К моим дочкам раз в неделю на 1,5 часа приходит репетитор – этого достаточно. Дети много читают сами, учиться им легко.

5. Способность к саморазвитию убивается именно в школе. В детском саду дети бесконечно интересуются всем подряд и развиваются очень быстро. Оставив ребёнка обучаться дома, вы сохраняете его познавательную активность.

6. Ещё ребёнка очень удобно мотивировать к выполнению самостоятельных заданий «самой страшной угрозой»: «Не сделаешь контрольную вовремя – снимут с индивидуального плана. И ты будешь обязана каждый день ходить в школу». Очень хорошо действует… Особенно если остальной мотивацией «заведует» репетитор. Например, мои дочки очень не хотят её огорчать, поэтому быстро делают все задания до её прихода.

7. На индивидуальном плане (в Беларуси) в начальной школе дети обязаны сдать контрольные или зачеты по основным предметам: русский и белорусский (язык и литература), математика, окружающий мир, английский. Потом добавятся другие предметы. Можно это делать хоть раз в четверть. Мне удобнее и детям проще это делать раз в неделю по мере прохождения классом программы – учительница дает задания домой, проверяет готовые, вызывает к доске на тех уроках, что мои дети согласились посетить (и уговаривает их ходить почаще – не хотят вообще, несмотря на сплошные похвалы и 10-ки). Что-то из контрольных они пишут в классе, чтобы учительница убедилась, что сами знают, а не кто-то дома им решил. В основном делают за 1,5 часа с репетитором программу недели. Меня это в любом случае не касается, моя любимая фраза: "4 (из 10) – прекрасная оценка, чтобы не сняли с индивидуального плана. Достаточно!!!"

Для оформления на индивидуальный план из документов нужно только заявление. Но чтобы директор школы и педсовет разрешил (нынче в Беларуси это на их усмотрение), надо с ними нормально пообщаться, рассказать, почему ваш ребёнок никак не может посещать каждый день школу. Проще всего оформляться в ту школу, где уже учатся дети на индивидуальном плане (позвоните и узнайте в вашем РОНО). Им нужны понятные аргументы: про занятия ребёнка профессионально спортом во время уроков, про бесконечные командировки родителей или вообще проживание вне страны часть времени... Какое-то простое объяснение, что не школа плоха, а просто нет возможности каждый день ходить (но мы будем стараться ходить по максимуму) ;)

Учителям удобно с такими детьми – в классе числится, а учить его не надо:) легче вести уроки, когда детей меньше:)

Для совсем хороших отношений можно пригласить свою же учительницу раз в неделю побыть платно репетитором:) (наша отказалась, сказала, что не может брать деньги и заниматься, когда ребенок и так не отстает:))

8. При нынешней ориентации на отстающих и середнячков даже самая распрекрасная учительница не имеет возможности нормально работать с "сильными" детьми. Моим дочкам на уроках очень-очень скучно: решила себе и всем соседкам и заняться нечем. А полкласса не справляются. Я вообще не понимаю, чем в начальной школе дети заняты, если вместо 25 часов мои занимаются 1,5 часа в неделю с репетитором – и у них 9 и 10.

Дочки числятся в классе. Каждое утро имеют выбор посетить все уроки. Не хотят. Вообще. Предпочитают заехать ненадолго сдать контрольные и взять новые.

9. Для меня оценки вообще не важны. Никак. И больше всего я хочу оградить детей от этого школьного оценивания – как я писала Ссылка, оно вредит реальным достижениям во взрослой жизни.

Как отличникам, так и двоечникам вредит. Не те критерии ни от тех результатов и не теми людьми...

Когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте - это правильная оценка - по результату. Но не школьная оценка.

В школьном обучении никак нельзя сделать реальную оценку. Оно все не имеет практического применения и измеримых результатов.

Если моя дочь успевает прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, то это не повод ставить ей 10 – в этом нет для нее результата. Это показатель того, что читает она уже 6 лет, прошла курсы скорочтения и прочитала несколько сотен книг. А соседка и десяти книг не прочитала, научилась читать в школе, читает два года по плохой методике.

Поэтому оценивание в такой ситуации вредит обеим девочкам (особенно самооценке) – это не их результаты (а результаты разного подхода к обучению их мам).

Моя оценка - ребенок с интересом и увлечением чем-то занят – 10. ;)

А все попытки оценивания – фтопку! ;)

Для примера кружок бисероплетения – каждая девочка делает свои изделия (сама выбирает из образцов, что хочет) – результат нагляден, процесс в удовольствие. И не нужны никакие оценки... вот такое занятие для детей мне нравится – каждая в своем темпе, кто-то сделает одно изделие, кто-то 10, кто-то простое, кто-то сверхсложное... И зачем ещё оценки?

Или кружок мультипликации (за компьютером).

Это все бесплатно у нас – и намного полезней и в удовольствие, чем школьные уроки...

10. Школьные предметы меня вообще никак не волнуют – я искренне не понимаю, почему надо обучать именно такому объему именно таких дисциплин (я бы формировала программу совсем по-другому, нынче у нас не аграрный и не промышленный, а очень даже информационный век).

Репетиторов родители все равно нанимают перед поступлением в ВУЗ – я предпочитаю сделать это сразу (6-7 класс или когда там), не мучая детей предварительно тысячей часов неправильного изучения предмета. За каких-то 100-200 часов интересных индивидуальных занятий ребенок будет знать предмет лучше школьной учительницы;) сэкономив 1000 часов на более увлекательные занятия, чем отсиживание на уроках;)

Учебу у репетиторов можно заменить бесплатными кружками соответствующего направления. Или подготовительными курсами при БГУ – это недорого.

На почти все кружки мои и моих подруг дети ходят либо БЕСПЛАТНО, либо за символическую оплату.

11. С математикой благодаря шахматам, обращению с белорусскими деньгами и игре Ссылка никаких проблем у моих детей и быть не может.

С гуманитарными предметами после курсов скорочтения (попозже пройдем продвинутые ступени) вопрос закрыт по институт включительно:)

Читают мои дети много – поэтому пишут грамотно – прямая взаимосвязь.

То есть в школе дочкам делать просто нечего – внешкольные методики обучения в несколько десятков (или сотен) раз быстрее позволяют усвоить больший объем информации.

Школа – не более, чем камера хранения для детей. Мои дети и дома неплохо могут побыть:)

12. Умение ребенка быть в социуме лучше всего нарабатывается в "дворовых компаниях". Когда происходит взаимодействие без рамок и без контроля взрослых. Это может быть компания детей у бабушки в деревне или на даче, в санатории или пионерлагере, после кружка или школы, на соревнованиях и так далее. Смысл в том, что за 10 минут перемены под надзором педагогов умение ребенка взаимодействовать с другими людьми развивается не так хорошо, как в более свободной среде. А убито на это от 5 часов ежедневно... Чего ради?! Альтернатива всегда найдется: я в детстве больше дружила в компании с шахмат и во дворе. К тому же в спортивных секциях почти отсутствует риск оказаться в ситуации «травли», как часто бывает в школе.

13. По поводу учителей.

Я так и не увидела ни одного аргумента, доказывающего, что в современной белорусской школе работают высокооплачиваемые успешные люди. То, что 30-40 лет назад у кого-то из вас был «звёздный» состав педагогов в отдельных школах – не имеет отношения к современной ситуации. Мы выросли в другое время, когда зарплаты у всех были примерно равными. С другими учителями – уважаемыми в обществе людьми. Сейчас всё по-другому.

С современными учителями происходит так называемый "двойной отрицательный отбор": сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Для меня единичные примеры прекрасных людей среди педагогов прошлых веков ни разу не являются аргументом для того, чтобы я отдала своих детей на "слом" в современную систему белорусского школьного образования. Совершенно не вижу взаимосвязи между Янушем Корчаком и студентами педвуза, которые не набрали проходной балл в более престижный институт... А потом по распределению учат бедных детей тому, что сами толком не знают... Стелятся перед администрацией, наступают ежедневно на собственные убеждения, руководствуются своими страхами, жалуются в кулуарах и все равно послушно исполняют все, что с них требуют вне рамок контракта...

Я не могу перестать видеть, что большинство из учителей перестали расти профессионально. У многих этих женщин не лучшим образом сложилась личная жизнь – и это транслируется детям... И остаются учителя в школах на своих рабочих местах не потому, что это их призвание и каждый час работы им в радость, а скорее от безысходности: все эти "доработаю до пенсии" или "а что я еще могу"...

Я могу уважать людей за их действия и поступки. За силу характера, за волю. Не вижу смысла относиться иначе, чем с равнодушием, к ничего не делающим для улучшения своей жизни нытикам, которые пафосно разглагольствуют, обвиняя более успешных людей, но даже их зависть не помогает им начать что-то делать с собой и своей жизнью.

И я не хочу, чтобы детство моих детей прошло в прослушивании идеологии и прочих прелестных занятиях...

14. Безусловно, бывают исключения. Единичные случаи. Но из десятков педагогов сколько «исключений» будут учить именно вашего ребенка, особенно в 5-11 классах? И что делать ученикам остальных учителей? И что отвечать родителям на вопрос ребенка: "Мама, а почему учительница все время на нас кричит?" Есть у вас какой-то другой вариант ответа, кроме: "Потому что профнепригодна!"???

15. Я исхожу из концепции о том, что общество оплачивает труд каждого человека в соответствии с принесенной человеком ПОЛЬЗОЙ: если от причиненного насильно школьникам «добра» отнять тот вред, который учителя наносят насаживанием дисциплины, идеологией, уравниловкой и прочими прелестями школы, то труд большинства учителей оценивается вполне адекватно. А то и отрицательная величина может получиться у половины учителей, то есть им переплачивают...

16. Каждый человек выбирает сам: где и кем он работает, сколько и как зарабатывает, чем заполнена его жизнь. Учителя сами ВЫБРАЛИ впихивать невостребованные ненужные знания немотивированным людям за стыдную зарплату. Это же касается продавщиц и работниц конвейера: эти люди ВЫБИРАЮТ не учиться и не расти.

Я и мои знакомые зарабатываем достойные деньги: но мы все постоянно учимся, в любом возрасте.

Я трачу на свое обучение ежегодно больше, чем средняя годовая зарплата в стране. И свое время. Несмотря на троих детей и работу. Я читаю ежегодно сотни профессиональных книг, слушаю аудиокурсы за рулем и смотрю сотни часов видеокурсов - это все есть в интернете бесплатно. Они предпочитают смотреть телевизор. Поэтому я не должна сочувствовать их маленькой зарплате и низкому статусу!!! Что они САМИ сделали, чтобы улучшить свою жизнь???

Мы с учителями коллеги: ПРЕПОДАВАТЕЛИ. Но мне не надо нести все их тяготы и быть не "уважаемым в обществе человеком". Потому что я не держусь за "ставку", а оформилась Индивидуальным предпринимателем и сама несу ответственность за уровень своих доходов.

У меня нет такой гордыни, чтобы пытаться стать УЧИТЕЛЕМ для детей, которых насильно заставляют находиться в одном помещении со мной. Я предпочитаю обучать людей, которым важно и нужно то, что я показываю. Которым полученное от меня УЛУЧШИТ жизнь. Будет полезным и будет использоваться.

Я уважаю репетиторов: эти люди не сидят и не ноют, как им мало платят и плохо к ним относятся... Они ЗАРАБАТЫВАЮТ!!!

17. Меня учили и учат сейчас люди, которые в день получают больше, чем годовая зарплата школьных учителей. Все, что я умею и знаю (чем пользуюсь в жизни), я получила вне школьных стен. Я не могу вспомнить НИ ОДНОГО учителя из всех моих школ, от которого я получила бы хоть что-нибудь, чем пользуюсь в жизни сейчас.

18. В обучении своих детей я предпочитаю использовать находки и методические материалы бизнес-тренеров и консультантов по управлению – мне это ближе профессионально, чем методические разработки белорусских педагогов... ;)

19. Лично я не имею никакого отношения к системе школьного образования. Всего лишь мама, которая выбрала обучать детей дома. До государственной политики мне дела нет. За «мир во всем мире» я не борюсь. Меня всё устраивает. Лишь бы не мешали. Я уверена, что если каждый человек с максимальной самоотдачей будет заниматься своей семьёй и своим бизнесом/работой, то жизнь всего общества будет намного лучше, чем от бесконечной «говорильни» и демагогии. У меня нет ни времени, ни желания участвовать в политических дискуссиях.

20. Я не считаю себя примером для подражания, боже упаси – вот в этот нарциссизм меня совсем не тянет;) У меня нет и не будет цели ВСЕМ нравиться. Живу своей жизнью, воспитываю своих детей. Чего и всем желаю. Я пишу свои рассуждения и свой опыт с моими детьми. У других родителей опыт будет другим.

21. Я охотно отвечаю на вопросы типа "как это сделать?" или "как ты делаешь?". Но я не толерантна к оценивающим высказываниям на тему моего несоответствия чужим идеалам. Как правило, агрессивные оценивающие суждения в мой адрес я удаляю. И сразу нажимаю «заблокировать» тех неадекватных людей, которые позволяют себе столь нелепое поведение.

«Об образовании в Российской Федерации» не вводит никакой специфической ответственности родителей за предоставление образования своим детям. При этом предоставляет родителям целый ряд возможностей принимать основные решения в сфере образования детей, выполнить ряд действий с целью обеспечить возможность получить это образование (например, выбрать образование в образовательной организации и обеспечить посещение, выбрать образовательную программу, например, адаптированную).

Если родители не выполняют своих обязанностей по обеспечению получения общего образования детьми, могут работать только общие механизмы контроля за выполнением обязанностей родителей, установленные в семейном законодательстве.

Согласно статье 65 Семейного кодекса, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ограничение или лишение родительских прав).

При этом, хотелось бы подчеркнуть, что механизмы эти требуют участия органов опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Образовательная организация не включена в перечень данных лиц, как следует из семейного законодательства. Если, например, родители не водят ребенка в школу, либо отказываются выбрать для него посильную (адаптированную) образовательную программу, эти действия совершаются в нарушение интересов детей. И защищать эти интересы в таком случае должна не школа, т.к. у школы нет никаких средств воздействия на родителей. Это дело органов опеки и попечительства, именно эта система должна активно включиться в решение возникших проблем, воздействовать на родителей, вплоть до решений об ограничении и лишении родительских прав.

То, что функции органов опеки и попечительства – функции контроля за добросовестностью родителей, за исполнением ими своих родительских обязанностей, за тем, чтобы они действовали в интересах детей – пытаются возложить на школу, неверно, т.к. у образовательной организации просто нет соответствующих полномочий и нет никаких средств воздействия. Образовательная организация при возникновении подобных ситуаций должна привлекать органы опеки и попечительства, которые и должны решать проблемы подобного плана.

© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро