Золотая менора. Тайна ханукальной меноры Масло для меноры

29.05.2024

Менора - один из древнейших еврейских символов. Этот семилучевой светильник ещё в Библии описывается! Кто Библию не читал, рассказываю коротенько. Один из главных героев этой книжки - пророк Моисей. По сюжету он постоянно приходил на гору Синай и общался там с Богом. Времена далёкие, и теперь уже фиг его знает, чи на горе конопля особо забористая росла, чи парень сказочником классным был, а может и в правду всё было как там рассказывается, не суть.

В очередное посещение священной горы, Моисей получил заказ. Нужно было сделать золотой светильник. Техзадание было расписано с редкими подробностями. Чистое золото, семь ветвей ювелирной работы, - светильник вплоть до последней чашечки, до последнего завиточка, во всех подробностях расписывался. И даже описание щипчиков и совочков прилагалось, во!

Народ в те времена доверчивый был. Скоренько собрали тридцать шесть килограммов золота и стали сооружать светильник. Правда производственные возможности подкачали и Богу вроде как даже помогать втихушку пришлось. Редкой красоты вещь получилась! Интересно что в девайсе отчётливо растительные прослеживались (так и в техзадании прописано было). Со стороны менора жуть как один из видов шалфея, и поныне растущего в Израиле, напоминала. Можно даже сказать, с него срисована была. Чашечки же, в которых зажигался огонь, являлись копиями цветов белой лилии, а сверху напоминали Звезду Давида (про неё я в другой раз подробно расскажу).

Первоначально менора, в числе других реликвий, хранилась в храме Соломона и использовалась в религиозных обрядах. Края там всю дорогу неспокойные были. Вечные войны, храмы постоянно разрушали. В череде столь событий та первая менора затерялась. Кто говорит, что её еврейские священники припрятали, да так что по сей день никто найти не может. Кто-то утверждает, что светильник попал в качестве трофея к римлянам, потом не раз переходил из рук в руки и то ли утонул вместе с одним из военных кораблей перевозивших трофеи, то ли угодил в загребущие лапки католиков и, по сей день, хранится в секретных подвалах Ватикана.

По религиозным представлениям иудаистов точную копию меноры делать никоим образом нельзя, поэтому многочисленные меноры, которые теперь используются в религиозных обрядах евреев, от первоначальной отличаются. Главным образом в сторону упрощения художественности завитушек. Хотя иногда варьируется число светильников. Так один из потомков меноры - ханукальный светильник (ханукия) имеет не семь, а девять чашечек (лучей). Его во время праздника Хануки принято зажигать, причём не сразу, а в течении восьми дней праздника, каждый день, по одной новой чашечке зажигают. Но это я отвлёкся. Если сейчас начать все подробности культа излагать никакого времени нам тут не хватит, точно вам говорю!

Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисей повелел построить золотой семисвечник и разместить его в Святом Скинии (Исход 25:31-40).

Священникам было необходимо заботиться о светильнике, но мы не видим конкретных учений о духовном значении меноры. И когда чему-то в Торе нет ясного объяснения — как Празднику Труб, например — часто так происходит по той причине, что это может быть понято лишь в свете Нового Завета.

В ханукальной истории евреи, руководимые Иегудой Маккаби и его небольшой армией, побеждают царя Сирии, Антиоха Епифана. Это действительно было чудо, что такая крохотная армия евреев смогла победить преобладающие сирийские войска.

Антиох Епифан, разграбивший Иерусалим в 168 г. до н.э., осквернил Храм, принеся в жертву свинью на алтаре, воздвиг алтарь богу Юпитеру, запретил Храмовое поклонение (жертвы), запретил обрезание под страхом смерти, продал тысячи евреев в рабство, уничтожил все копии Писаний, которые смог найти, убил всех, кто осмелился прятать у себя свитки Писаний, и прибегал ко всем мыслимым и немыслимым пыткам, чтобы заставить евреев отречься от своей веры.

Менора

После победы евреев, Храм, в том числе менора, был восстановлен маккавеями, празднующими новый праздник Ханука (что в переводе — «освящение»). Светильник для праздника Ханука называется на иврите Ханукия. У него девять свечей, что напоминают о восьми днях, которые менора в Храме продолжала гореть, несмотря на то, что масла хватало лишь на один день (согласно преданию), и одной дополнительной свече, названной шамаш, которая используется для зажигания остальных. Несмотря на то, что большинство американских евреев называют это «менора» — это не точная копия меноры в Скинии. Тем не менее, такой светильник должен ясно представлять храмовую менору в религиозной иудейской традиции, в память о чуде, произошедшем с семисвечной менорой во время освящения Храма.

Знак восстановления

На втором уровне, пророк Захария получил видение таинственной меноры с двумя оливковыми деревьями — каждое по свою сторону. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Его милости и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой для официального символа и печати современного государства Израиль.

Тело Мессии

Третий уровень находится в книге Откровения, в которой Иоанн описывает сверхъестественное видение Иешуа в славе, стоящего посреди семи зажженных светильников. Вероятнее всего, если мы собираемся соответствовать Писанию, что менора, увиденная Иоанном, была семисвечной, или же это были семь менор с 49 свечами в целом. Слово, обозначающее «светильник» в Еврейских Писаниях — это почти всегда «менора», семисвечный светильник. В греческом переводе Ветхого Завета, то же самое греческое слово применяется для «меноры», что и для «светильника», в книге Откровения у Иоанна. В Еврейском Новом Завете, «светильник» переведен как «менора». Кроме того, менора (или меноры) в Откровении также сделаны из золота, соответственно тому, что говорил Всевышний Моисею (Исход 25 глава).

Каждая ветвь меноры (или каждая менора) представляет собой семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все виды и направления, составляющие мировую Экклезию, или тело верующих. И давайте не забывать — все что было в Храме, было лишь тенью небесной реальности (Евреям 8:5). Менора представляет собой всемирное сообщество верующих.

Так же, как Моисеев светильник находит выражение в иудейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии выражается в современном Сионизме, и видение Иоанна отображает людей из всех народов, языков и наций, прославляемых силой Божьей.


Единство приносит Божий огонь

Мы знаем, что менора в Храме должна была быть построена согласно инструкциям, данным Богом Моисею. («Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Книга Исход 25:40) . Так что, если семисвечная менора из видения Иоанна представляет собой объединенное тело верующих, тогда и огонь также должен иметь значение.

Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь, и Дух сошел в языках пламенных. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю.

Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа («вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. «(Евангелие от Луки 24:49) — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.

Урок в том, что так же как и менора, Тело Мессии должно быть построено согласно небесному плану. Иешуа говорит нам в Евангелии от Иоанна 17 главе, о Своем глубоком желании единства среди верующих. Только когда тело в единстве, Дух может двигаться так, как Он хочет (Деяния 2 глава). Сплетни, злословие, разногласия, ревность — подобное может помешать подлинному огню Божьему.

Только слуга может зажечь свечи

Интересно, что согласно еврейской традиции есть одна особая свеча, шамаш, которая оставляет Свое особенное место выше прочих свечей, спускается и делится светом с еще пока не зажженными. Шамаш переводится как «слуга». И лишь когда шамаш поделится светом с другими свечами, Он возвращается на Свое место, тем самым, опять таки, находясь выше других свечей. Необъяснимо для большинства религиозных иудеев, но становится очень понятным после прочтения Послания Филиппийцам:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (слуги, шамаша!), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…

(Послание к Филиппийцам 2:6-10)

Свети своим светом!

Еще одно. Согласно еврейской традиции, мы берем зажженную Ханукию и ставим ее на окно, провозглашая Ханукальное чудо для всех, кто ее видит. Имел ли Иешуа это в виду (хотя традиция и появилась позже), когда Он говорил: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:14-16)?

Или: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12)?

Подписывайтесь:

Возможно, вы также найдете интересным тот факт, что сам Иешуа праздновал Хануку. В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о том, что Он был в Иерусалиме на Празднике Обновления (Ханука). Каков же урок?

1. Стремиться к единству (Филиппийцам 1:7)
2. Ожидать Духа Святого (Деяния 2:1-4)
3. Давать светить своему свету (Матфея 5:14-16)

Центральный элемент ханукального дискурса - менора, храмовый светильник, который, согласно Талмуду, горел восемь дней, хотя масла в нем должно было хватить лишь на сутки. Поэтому предханукальные факты будут о меноре.

1. Заповедь изготовить для скинии особый золотой светильник приводится в книге Исход (Шмот): «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями» (Исх 25:31-39).

Первосвященник Аарон зажигает менору. Средневековая миниатюра

По преданию, Бог показал Моисею образец, дабы мастера, изготавливая копию, ничего не напутали. А честь зажигать менору была доверена лично первосвященнику.

2. В еврейской литературе есть множество версий, объясняющих, что символизировала храмовая менора. Самую оригинальную трактовку предложил дон Ицхак Абрабанель , философ и политический деятель второй половины XV века. По его мнению, менора обозначает семь свободных искусств, входивших в программу европейских университетов: «Менора символизирует второй вид награды - награды духовной, ибо сказано: “Душа человека - светильник Господень…” (Мишлей 20:27) А ее семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе». Впрочем, об этом мы уже писали .

Менора. Мозаика из синагоги в Тверии, V век н.э.

3. Построив Храм в Иерусалиме, Соломон перенес туда менору Моисея, а рядом поставил еще десять золотых светильников. Там она простояла до вавилонского завоевания, а потом досталась одному из воевод царя Навуходоносора: «И блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и светильники, и фимиамники, и кружки, что было золотое - золотое, и что было серебряное - серебряное, взял начальник телохранителей» (Иер 52:19).
Через 70 лет, разрешив евреям возвратиться на родину и восстановить Храм, персидский царь Кир вернул им уцелевшие священные сосуды, однако меноры среди них не оказалось (I Езд 1:7-11) - видимо, она была разбита, переплавлена или утеряна. Впрочем, многие евреи утешают себя легендой, что незадолго до разрушения Храма пророк Иеремия укрыл менору в потайном месте, известном только ему, и в конце времен она непременно отыщется.

4. Пророк Захария, живший в эпоху возвращения евреев из Вавилона, в одном видении узрел «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее», то есть менору. Поскольку Захария жил в эпоху упадка пророчествований, он не смог самостоятельно истолковать видение и обратился за разъяснением к ангелу. И услышал в ответ: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Воинств» (Зах 4:2-3, 4:6). И действительно, несмотря на протесты и доносы окрестных племен, возвращение евреев в Сион прошло более или менее мирно.

Рукопись Рамбама с изображением меноры

5. С эпохи Второго Храма менора превратилась в национальный еврейский символ. Ее изображение археологи находят на монетах, солнечных часах, мозаичных полах и стенах домов и синагог, надгробных плитах. В последнем случае менору нередко изображали в виде цветущего растения с переплетенными ветвями. Возможно, это намек на мидраш, согласно которому храмовый семисвечник символизировал древо жизни.

6. Практически на всех дошедших до нас изображениях ветви у меноры изогнуты. Однако, по мнению некоторых правоверных иудеев (прежде всего любавических хасидов), храмовый семисвечник был совсем не таким, а с прямыми ветвями, как в одной из рукописей Рамбама. Что же до сохранившихся изображений, то, по их мнению, на них мы видим неправильных пчел какие-то другие светильники.

7. Золотая менора, изготовленная для Второго Храма, вместе с другой храмовой утварью была захвачена войсками Антиоха Епифана, отступавшими через Иерусалим после поражения в войне с Египтом:
«После поражения Египта Антиох возвратился в сто сорок третьем году и пошел против Израиля, и вступил в Иерусалим с сильным ополчением; вошел во святилище с надменностью и взял золотой жертвенник, светильник и все сосуды его, и трапезу предложения, и возлияльники, и чаши, и кадильницы золотые, и завесу, и венцы, и золотое украшение, бывшее снаружи храма, и всё обобрал» (I Макк 1:20-22).

8. Поэтому после освобождения Иерусалима и Храма еврейским повстанцам пришлось изготовить новый светильник. По словам Иосифа Флавия , он был сделан из золота. Однако Талмуд утверждает, что первоначально новая менора была железной, и лишь впоследствии ее удалось заменить сначала серебряной, а затем золотой (Авода Зара 43-а).

9. Если речь заходит о меноре во Втором Храме, все, естественно, вспоминают «чудо с маслом»: изгнав греков из Иерусалима, Хасмонеи нашли только один маленькой кувшинчик неоскверненного масла, которого хватило бы всего на день, но которое, тем не менее, горело целых восемь дней. К сожалению, впервые об этом чуде упоминает только Вавилонский Талмуд. Ни в одном из более ранних источников - Маккавейских книгах, трудах Флавия и т.д. - об этом нет ни слова. Скептики делают вывод, что на самом деле никакого чуда и не было, а люди благочестивые - что у евреев просто не было повода о нем вспоминать.

10. Сегодня в Израиле есть несколько футбольных клубов «Маккаби», носящих имя главного героя Хануки. Однако изображение меноры почему-то красуется на эмблеме другого клуба - иерусалимского «Бейтара».

11. На знаменитой арке Тита в Риме изображены воины, несущие, среди прочих трофеев, огромный светильник. Большинство исследователей полагает, что это менора из Иерусалимского Храма.

Кстати, стоит заметить, что вопреки распространенному мнению эта арка вовсе не триумфальная, а поминальная: ее возвел император Домициан в память о дорогом брате Тите. А триумфальной арки самого Тита не сохранилось - ее разобрали на строительные материалы в XIII веке.

Арка Тита (фрагмент)

Как уже было сказано, некоторые раввины уверяли, что на арке изображена совсем не менора. Однако правительство Израиля к этому мнению не прислушалось, и светильник с арки стал государственным гербом.

12. Впрочем, менора стала официальной эмблемой еще до создания государства Израиль. В годы Первой мировой войны по инициативе Владимира Жаботинского в составе английской армии был сформирован Еврейский легион, принявший участие в боях в Палестине. В 1919 году Еврейский легион переименовали в Первый полк Иудеи (First Judeans), и у него появилась эмблема - семисвечник с надписью на иврите «Кадима» («Вперед»). Впрочем, вскоре полк был расформирован.

13. А еще раньше менору избрали своим символом масоны. Точнее сказать, жидомасоны - основанная в 1843 году первая еврейская ложа «Бнай Брит», членами которой, согласно уставу, могут быть только иудеи. По замыслу создателей ложи, менора символизировала свет, который еврейские масоны собирались нести людям.

14. Но вернемся к меноре эпохи Второго Храма. Если верить Прокопию Кесарийскому, менору вместе с другими римскими сокровищами захватил король вандалов Гейзерих, разграбивший Вечный город в 455 году. Разгромив вандалов в 534-м, византийский полководец Велизарий доставил в Константинополь «иудейские сокровища, которые наряду с многим другим после взятия Иерусалима привез в Рим Тит, сын Веспасиана». Возможно, среди них была и менора. Впрочем, в столице Византии эти сокровища не задержались:

Увидев их, какой-то иудей, обратившись к одному из родственников василевса, сказал: Мне кажется, не следует помещать эти вещи в царском дворце Византия. Не полагается им находиться ни в каком-либо ином месте, кроме того, куда много веков назад их поместил иудейский царь Соломон. Поэтому и Гизерих захватил царство римлян, и теперь римское войско овладело страной вандалов. Об этом было доложено василевсу; услышав об этом, он устрашился и спешно отправил все эти вещи в христианские храмы в Иерусалиме.
(Война с вандалами, 2:9)

Нашествие Гензериха на Рим. Эскиз Карла Брюлова

15. Есть и другие версии касательно местоположения храмового светильника. Когда папа Бенедикт XVI прибыл с визитом в Израиль, несколько правых активистов обратились в суд с требованием задержать понтифика, поскольку он якобы прячет в закромах Ватикана украденную у евреев менору. До суда, правда, дело не дошло. А жаль: адвокаты ответчика могли бы в опровержение таких обвинений предъявить книгу Стефана Цвейга «Погребенный светильник» - в ней говорится, что евреи еще в раннем Средневековье выкрали менору и закопали где-то в районе Иерусалима. Так что не сутяжничать надо, а взять лопату и копать, копать и копать.

16. И раз уж речь зашла о папе Бенедикте XVI - когда в 2008 году он побывал на Межрелигиозной встрече в Вашингтоне, представители всех конфессий вручили понтифику символические подарки. Мусульмане подарили миниатюрное изысканное издание Корана, буддисты - корейский колокольчик. Иудеи же преподнесли папе серебряную менору с семью лучами - символ вечной действенности завета Божьего мира.

17. А многие советские евреи, уезжавшие в Израиль в начале 90-х, узнали слово «менора» задолго до того, как впервые открыли Тору или услышали о Хануке. В те годы израильское страховое общество «Менора» открыло в Москве представительство и за небольшие деньги оформляло будущим израильтянам «льготную страховку». Правда, нам не доводилось слышать, чтобы кто-нибудь сумел этой страховкой воспользоваться, но поскольку страховой взнос был невелик, никто особо не обижался.

И другие объекты, полнящиеся смыслами:

Копия Храмовой Меноры.

Иерусалим. Старый город

Эту копию подарил израильтянам украинский миллионер Вадим Рабинович. В ней 37 кг золота,отлита по чертежам,выполне нным специалистами Иерусалимского института Храма.Менора стоит на улице,накрыта пуленепробиваемы м прозрачным колпаком.

Менора (ивр. מְנוֹרָה ‎ менора́ , букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай . «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; б едро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе». (Исх 25:31-40)

Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.

Из главного ствола отделялось шесть боковых ветвей - по три с каждой стороны. Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля. Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Вс-вышнему пришлось самому сотворить этот чудесный светильник.

По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

«Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana - Шалфей Иудейский, Шалфей Иерусалимский).

Согласно традиции, высота Меноры была около полутора метров. В Храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Для зажигания Меноры использовалось только то масло, которое получалось при первом отжиме олив. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. Первосвященник зажигал Менору по вечерам и она должна была гореть всю ночь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим» - акация, но в Храме Соломон заменил ее мраморной.


Храм Соломона

В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал ; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49-50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7-11). Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании.

Золотая МЕНОРА Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164-163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей , очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49-50). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая МЕНОРА была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта МЕНОРА , захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158-162).

Рим. Арка Тита

В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп.


Разграбление римлянами Иерусалима .
Копия рельефа с Арки Тита (музей Beth Hatefutsoth).

Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета мог видеть только Первосвященник раз в году на Йом Киппур, а Менора выставлялась напоказ всему народу во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот).

Монета (Матитьягу) Антигона II

последнего царя Иудеи из династии

Хасмонеев (37 г до н. э.)

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).

Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.

В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине, изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом, на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.

Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе.


Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди.

Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах.

Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»

— Иосиф Флавий, Иудейские Древности III, 7:7

  • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие.»

— Маймонид, «Путеводитель заблудших», 3:45

Так изобразил Менору РАМБАМ в своей рукописи.

  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

«Менора символизирует второй вид награды — награду духовную, ибо сказано: „Душа человека — светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике.»

  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»


Живописная панель на западной стене над нишей для свитков Торы

в синагоге Дура-Европос (244 г. н. э.).

Обратите внимание: у семисвечника прямые ветви, как на рисунке Рамбама!

Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»

— р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

…свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

Мозаичный пол синагоги в Йерихо (6 в.н.э.)

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.

  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ .- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

  • Менора на гербе Государства Израиль
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом.

  • Бронзовая Менора у здания Кнессета
  • На постаменте выгравировано:
  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.

После объявления Израилем своей независимости в 1948 году, перед новыми государственными органами была поставлена задача о выборе символики, особенно гербового символа новоиспеченного государства. Государственный Совет Израиля едино проголосовал за выбор меноры – золотого семисвечника, а семисвечник в иудаизме, как и Маген Давид – изображение шестиконечной звезды, играет важную роль и является одним из основных символов веры иудеев.

Почему именно выбор пал на менору, очевидно. Некоторые историки сходятся во мнении, что менора является единственным символом иудаизма. По древнему преданию, менора, в период хождения еврейского народа по пустыне, находилась в Скинии Собрания, а после была передана в Иерусалимский храм. Как гласит легенда, именно еврейский семисвечник был показан Моисею во время его молитвы на горе Синай. Указания, данные Моисею, были настолько сложны, что Бог собственноручно создал семисвечник. На вид он имел шесть ветвей на основании, и выполнен был из чистого золота, общим весом 35 кг.

Прообразом семисвечника в иудаизме стала мория или марва – одна из разновидностей шалфея. Согласно другому преданию, менора это изображение дерева. Согласно древней легенде, таких семисвечников в иудаизме было всего шесть. Находились они в храме Соломона, но после его разрушения были перенесены в стены Второго Храма. В период возведения Второго Храма, пророку Захарию во сне пришло ведение, в котором он увидел ветки оливы по сторонам меноры. Так и появился современный вид меноры – в обрамлении оливковых веток, который впоследствии использовался в качестве герба.

Предания Талмуда рассказывают нам о Флавие Тите – римском полководце, который во время блокады римлянами Иерусалима смог похитить золотую менору, посланную затем в Рим в качестве победного трофея. Об этом говорит и триумфальная арка, которая была возведена после кончины Тита. Изображение на ней рассказывает, как побежденные евреи несут золотую менору. Такой образ семисвечника и лег в основу современного герба, хотя многие историки и раввины говорят, что настоящая менора имела другой вид. На сегодняшний день доподлинно неизвестно, какова была дальнейшая судьба меноры.

Второй век нашей веры – время, с которого еврейский семисвечник начал считаться полноценным символом иудаизме, как крест в христианской вере. Образ меноры встречается в древних захоронениях, и по наличию семисвечника можно безошибочно догадаться, что это еврейское захоронение.

Образ меноры повсеместно используется для оформления синагог, в иллюстрациях к различным древним писаниям. Еврейский золотой семисвечник – образ второго пришествия Мессии. Образ меноры в иудаизме многогранен. Он является символом света и слова Божьего, божественной защиты иудеев, символ мудрости, духовного возрождения, символ чуда рождения и жизни.

Несмотря на то, что остановить выбор на основном символе герба Израиля было делом быстрым и единогласным, то с выбором остальных художественных элементов герба страны, случились небольшие загвоздки. Один их художников – Итамар Давид, предложил использовать в качестве дополнительных изображений на гербе плоды граната или шофар. Но это предложение было отклонено. Еще один вариант израильского герба принадлежит Максиму и Габриэлю Шамирам. Под их художественным руководством на гербе появился золотой семисвечник на щите, в обрамлении оливковых веток, а основание украшала надпись «Израиль». Изображение на гербе Израиля веток оливы приписывают президенту Хаиму Вайцману.

Существует несколько версий про выбор оливковых ветвей. По одной из них, масло, отжатое из плодов оливы, используется для того, чтобы зажечь менору. По другой версии, ветви оливы имеют схожие черты с, изображенными на знамени СССР, колосьями. Официальная версия объясняет выбор оливковых ветвей как символа мира, и стремление Израиля к нему.

© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро