Здесь мало услышать здесь вслушаться надо. Николай Рубцов. Нужно всмотреться. Теперь благодарю судьбу свою

14.02.2024

Н. И. Рыленков родился 2 (15 февраля) 1909 года в деревне Алексеевка (ныне Рославльский район, Смоленская область) в крестьянской семье. В 1926 окончил школу в Рославле, тогда же опубликованы его первые стихи. Работал сельским учителем. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933), в том же году вышел первый сборник стихов. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. Член ВКП(б) с 1945.Член правления СП РСФСР с 1958 года, секретариата СП РСФСР с 1965 года.Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года. Похоронен в Смоленске на Братском кладбище.

Творчество

Печатался с 1926. Первая книга стихов - «Мои герои» (1933) . Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм.Автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве» (завершён в 1962, опубликован в 1963 в газете «Литературная Россия», в 1966 вышел отдельной книжкой и затем неоднократно переиздавался).Автор песен, рассказов, очерков, автобиографических и исторических повестей. Издал сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).

Награды

Орден Ленина

Орден Трудового Красного Знамени

Медали

Сочинения

Мои герои, 1933

Дыхание, 1938

Зеленый цех, 1949

Стихотворения и поэмы, 1956, то же самое, в 2-х тт., 1959

Корни и листья, 1960

На озере Сапшо. Рассказы, 1966

Книга времени, 1969

Коктебельская элегия // «Звезда», 1976, №6

Стихотворения и поэмы, 1981

Издания[править | править исходный текст]

Избранные произведения. В 2-х тт., 1974

Собрание сочинений. В 3-х тт., 1985

Стихи Николая Рыленкова

***

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озеры,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Дай припасть к руке твоей, Россия

Скрылся день в туманы росяные,

Отпылали облаков края.

Вечная заботница моя.

Дай поцеловать твои мозоли,

Чтоб, как в детстве, сеном я пропах,

Чтоб навек остался привкус соли

На моих запекшихся губах.

Пусть войдёт мне в душу каждый шорох,

Каждый вздох в краю моём родном.

Я всю жизнь учусь в твоих просторах

Жить, как пахарь твой – грядущим днём.

Видел я не раз иные дали,

Но мечтал лишь об одном, любя, -

Чтоб друзья и недруги сказали,

Что характером я весь в тебя.

Мне таить перед тобой не надо,

Где я плакал, где дарил цветы.

Всё, что скрыто от чужого взгляда,

Материнским сердцем чуешь ты.

Освежит виски мои седые

Лишь твоя певучая струя.

Дай припасть к руке твоей, Россия,

Вечная заботница моя!

* * *

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

* * *

Русская земля

От хребтов Кавказа до Урала,

Дальними дорогами пыля,

Ты не раз на бой сынов скликала,

Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали

Полноводных рек твоих струи,

И врагам обиды не прощали

Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделя,

Ты вставала из огня и дыма,

Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,

Вся ты как певучая струна!

И наследье предков мы, потомки,

Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,

Лёгкими кистями шевеля,

Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,

Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,

Иль военный клич отцов забыт?

Не простим насильникам проклятым

Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,

Смерть за смерть врагам твоим суля, -

Мужеством твоим укреплены мы,

Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,

Под огнём испытанных солдат,

И над ними русские знамёна

На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,

Осени знамёнами Кремля

Колыбель отцов и дедов наших,

Русская земля!

Прокляни отныне и навеки

Дрогнувшим перед лицом врага, -

В дни, когда катили пламя реки,

Бросив берега.

И опять цела и невредима,

Сыновей бессмертьем наделяя,

Встанешь ты из пламени и дыма,

Русская земля!

Кутузов в пути

Что значит слава полководца?

Давным-давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество…

Не царь, а родина призвала

В годину трудную его!

Чтоб ни случилось, чтоб ни сталось -

Готов он долг исполнить свой…

И вот спешит, забыв про старость,

К полкам в карете почтовой.

Столбы мелькают верстовые,

Поют и плачут бубенцы…

О, кто дорог твоих, Россия,

Найдёт начала и концы!

Кто может вычислить на карте,

Как дух сынов твоих велик?

Ещё увидит Бонапарте

Твой гневный, твой суровый лик!

…Текучим зноем дня нагреты,

Дороги стелются, пыля.

И он глядит в окно кареты

На перелески и поля.

Гремит кареты грузный кузов.

Полям конца и края нет…

«…Спешит Кутузов бить французов!» -

Бородачи кричат вослед.

Деревня, мостик… У колодца

Журавль скрипучий и тугой

А сердце бьётся, сердце бьётся,

Как колокольчик под Лугой.

Клятвопреступникам

Россия! Мы всюду твердим твое имя,

Священны твои седины и морщины,

Торжеств и печалей твоих годовщины

В великой твоей и суровой судьбе.

И, зрелость встречая, по праву мужчины

Мы клятву на верность давали тебе:

На верность твоим перелескам зеленым,

На верность малиновым зорям твоим,

На верность ночам соловьиным, бессонным,

На верность девическим взорам бездонным,

На верность надеждам, что с детства таим.

Пусть клятвопреступник на Русской равнине

Забудет о матери, друге и сыне, -

Их нет у него, ни друзей, ни родных.

Пусть каменным хлеб ему станет отныне,

Не даст утолить ему жажду родник.

Он в страхе падет, услыхав твое имя,

Созвучное с именем женщины той,

Что нас пеленала руками своими,

Что нас напитала сосцами своими,

Что нас согревала своей теплотой.

Левитан

1

Мы возмужаем и верней оценим

Простые краски, точные слова.

Вот снова светит в золоте осенним

Чуть тронутая солнцем синева.

И если ты художник, если зорок

Твой меткий глаз и обострён твой слух, -

Туманной тропкой выйди на пригорок,

Прислушайся и оглянись вокруг.

Перед тобой, как страницы босые,

Воспоминанья летние тая,

Бредут берёзы в дальние края,

А ветер тени путает косые,

Шумят грачи. Так вот она, Россия,

2

Смерть не страшна. Безделье хуже смерти.

С тоской не разлучается оно.

Раскинуто окно. И на мольберте

Укреплено тугое полотно.

Прозрачен день. Вглядись и кисти вытри.

Ты мастер. Будь расчётлив, строг и прост.

Есть тишина, есть краски на палитре,

Чтоб звон листвы перенести на холст.

Повесить паутинки золотые,

Пустить тропинки по полю витые,

Колючей щёткой выровнять жнивьё

И, оглянув пустынное жильё,

Забыть про всё. Перед тобой, Россия

Твоя любовь, бессмертие твоё.

3

Где б ни был ты – душа природы русской

Была с тобой. Ты позабыть не мог

Ни пруд забытый с мельницей-раструской,

Ни ветхий дворик, ни туманный стог.

Преодолев житейские тревоги,

Ты видел: сыновья моей земли

По каторжной Владимирской дороге

В распахнутое будущее шли.

Над их судьбой задумавшись впервые,

Ты вспомнил все тропинки полевые

И отсвет зорь на берегу ручья.

Ты понял: сны и чаянья людские

Такой же явью сделает Россия,

Твоя любовь, бессонница твоя.

* * *

Куда не посмотришь – родные

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя.

Не ты ли меня окружили

Простором лугов и поле,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

Не ты ль полновесного слова

Открыла мне все закрома…

Я знаю – за это сурово

С меня ты и спросишь сама!

Не раз к твоему придорожью

Приду я от песенных рек,

Чтоб даже нечаянной ложью

Тебя не унизить вовек.

Так спрашивай строже – отвечу

За всё: за подруг и друзей,

За самую краткую встречу

С задумчивой музой моей.

За песни которым впервые

Внимают родные края…

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя. Совесть моя!

* * *

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

* * *

Сугробов блёски слюдяные,

Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,

Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,

Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами

Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,

Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая

И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь

Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь

И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,

Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада

Зажечь, как новую звезду.

* * *

Ветер боя кусты завертит,

Вспыхнет яростный столб огня,

И, как жаркое жало смерти,

Вражья пуля кольнёт меня.

Побелеют губы сухие,

Но, глаза устремив в зарю,

Трижды имя твоё, Россия.

Как молитву, я повторю.

И тогда, – я знаю заранее, -

Ты откроешь мне все пути,

Чтобы мог я, забыв о ране,

Через поле смерти пройти.

* * *

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый, хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

И прошу я, как в дни былые,

В нескудеющем свете дня:

Солнце жизни моей, Россия,

Укрепи на битву меня.

Конспект урока по литературному чтению

в третьем классе.

Тема. Н.Рыленков «Всё в тающей дымке».

Система общего развития Л.В. Занкова.

Учебник. Литературное чтение 3 класс (часть 2)

Матвеева Татьяна Ивановна

Название района (города ) г.Саратов, Кировский район

Тип образовательного учреждения Муниципальное

общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная кола № 31»

Должность учитель начальных классов

Почтовый адрес, контактный телефон

410005, г. Саратов, 1 Крестьянский проезд, дом 8, кв 2.

дом. тел. 8(842-2) 21-56-47

сот. тел. 8-917-300-45-08

Цель: познакомить обучающихся со стихотворением Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»;

Формировать нравственные позиции по отношению к Родине, к «малой родине»;

Развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову;

Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование урока: кисти, краски, альбомный лист.

Репродукция картины Марка Шагала «Окно на даче».

Ход урока.

I. Организация класса .

Создание психологического настроя.

(читает учитель)

Смолкли звуки в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Литературы волшебные струны

Сегодня для нас зазвучат.
На рассвете проснуться и, выпив стакан молока,

Торопливо пройти на крыльцо через тёмные сени,

Посмотреть, как заря подожгла за рекой облака

И послушать, как ветер шумит в развороченном сене.

Учитель. Какое настроение вызвали у вас стихи?

Дети. Радостное, весёлое, я почувствовал утреннюю прохладу, услышал тихий шорох сена.

Учитель. Закройте глаза и представьте образ и цвет, соответствующий вашему настроению.

Выразите это в цветовой гамме.

(Дети рисуют образы, потом показывают их и комментируют).

Дети. -Я представил восход солнца с оттенком розового цвета.

А моём образе есть оттенки зелёного, жёлтого, нежного,

голубого. Я старалась отразить красоту раннего утра.

А в моём цветовом образе отражены оттенки красного и

малинового.

Это напомнило мне цвет ягод и яблок.

Учитель. - А как бы вы показали цвет движением?

Учитель. - Какое настроение на ощупь?

Дети. -У меня оно мягкое, нежное.

А я его представила пушистым, гладким на ощупь.

А у меня оно немного шершавое, потому что сухая трава

немного жёсткая.

Учитель. - Почему оно у вас разное?

Дети. - Я думаю, потому что каждый из нас по-разному воспринимает окружающий мир.

А я уверена, что это зависит от внутреннего мира каждого из нас.

Учитель: Эти строки взяты из стихотворения Н. Рыленкова.

II. Актуализация знаний.

Учитель. - А как о своих чувствах сказал А. Вознесенский?

(Чтение стихотворения детьми).

Учитель.- Почему эта картина мила и любима автором?

Дети. - Я думаю, что он описывает место, где ему часто приходилось бывать.

А может быть он провёл детство, где был лес и маленькое озеро.

Учитель. -В каких словах он выразил свои чувства?

Дети. - Не созерцанье – сосердцанье

Меня к природе пригвоздит…

Учитель. - Возможно ли с помощью слова созерцать выразить те чувства, которые испытывает лирический герой к родному пейзажу?

Дети. - Нет, нельзя. Созерцать природу - это значит наблюдать её, рассматривать.

Я считаю, что слово «созерцать» является родственным слову зеркало. А дальним родственником этого слова было слово «зерцало». Зеркало обладает свойством всё отражать. Оно делает это просто и равнодушно.

Учитель. - Какое новое слово придумывает поэт?

Дети. -« со – сердц – ать»

Учитель. - Как понимаете значение слова сосердцать?

Дети. -Чувствовать сердцем, быть у власти увиденного.

Учитель. - Почему поэт, говоря о сильных впечатления от природы, пользуется словом « пригвоздить».

Учитель. - Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства?

(Дети приводят свои примеры).

Учитель. - Какие впечатления «пригвоздили» каждого из вас?

Дети.- Меня поразила первая встреча с морем. Я до сих пор чувствую запах морского ветра и слышу тихий плеск волны.

А я была удивлена закатом солнца, которое малиновым светом

залило весь сад.

Я вспоминаю пшеничное поле, которое шелестело золотыми

колосками.

Учитель. - Ребята! Я думаю, всё, что вами было высказано, можно выразить в этих строчках. Человек должен обладать даром каждый оттенок природы чувствовать, (сосердцать), воспринимать этот мир как свою Родину.

Учитель. - Какое слово в высказывании можно заменить на слово, придуманное Вознесенским?

Дети. - Сосердцать.

III. Открытие нового материала .

Учитель.


1. Волшебные струны литературы вам подарили прекрасные ощущения. Я думаю, что они ещё вам помогут открыть новые чувства.

2. Чтение стихотворения учителем наизусть

Учитель..-Чем заворожило вас стихотворение?

Дети. - Меня не броскими красками, я их увидел нежными, слегка размытыми.

Я услышала тихий шелест листьев и заливистое пение соловушке.

Учитель. - У кого появилось желание самому прочитать стихотворение?

Вы будете не просто читателями, а читателями внимательными, думающими, исследователями.

(На доске схема.)

Д
Ч В
И

3. Чтение стихотворения детьми.

4 . Анализ стиха.

Дети. - Тающая дымка, не яркие краски, звуки не резки, реки медленны, туманные озёра.

Ученик. - Он любит такую природу.

Возможно, это его малая родина.

Я думаю, что он возвратился в родные края, и его поразила эта «тихая»

красота.


Учитель. - Поэт Н. Рыленков родился в самом центре России в Смоленской области, в деревне Алексеевка. Тут река, и поле, и лес с их таинственной молчаливой жизнью, тут школа, где деревенскому мальчику впервые открывается власть поэтического слова.

5. Повторное чтение.

Учитель. -Чтобы передать свои чувства, вы можете пользоваться интонационным словарём.

(Продолжение анализа).

Учитель. - Как понимаете строчки « и всё ускользает от беглого взора»

Дети. - Не на чем остановить взор, задержать его, так как, всё неприметно.

Учитель. - Такая картина может пригвоздить взгляд?

Дети. - Нет.

Дети. - Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Учитель. - Почему нужно всматриваться, чтобы понять красоту природы?

Дети. - Такая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека, а постепенно наполняет душу.

Учитель. - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта?

Прочитайте.

Дети. - Чтоб ясной любовью …

Учитель. - Какое слово усиливает это чувство?

Дети. - Ясной.

Учитель. - Какие звуки природы, по- вашему, могут проникнуть в душу?

Дети. - Шум ветра, шелест травы, пенье птиц, шум дождя, раскаты грома.

Учитель. - Какой добрый совет даёт вам поэт?

Дети. - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

Учитель. - Какие созвучья наполняли вашу душу?

Дети. - Меня впечатлили шелест листьев и звон ручейка.

А я вспомнил скрип снега солнечным днём и потрескивание на морозе

веток берёзки.

Учитель. - Почему именно «созвучья»?

Дети. - Звуки дополняют друг друга.

Вывод.


Дети. -Значит, вместе со звуками в душе поэт ощущает и новые чувства.

Дети.- Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Учитель. -Ребята, какие слова использует автор, чтобы помочь нам испытать глубокие чувства к красоте родной природы.

Дети. -Увидеть – всмотреться.

Услышать – вслушаться.

Учитель. - Почему же надо всматриваться и вслушиваться в окружающую нас природу?

Дети. - Чтобы понять её прелесть

Дети. - Застенчивая.

Учитель. - Что значит «застенчивая»?

Дети. - Скромная, спокойная, нехвастливая.
Учитель.- Ребята! Какой смысл вложил автор в строки:

«Чтоб вдруг отразили бездонные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.»

Дети. - Можно увидеть отражение в воде …..

–Увиденное удивит тебя, и ты внимательно посмотришь вокруг.

Я думаю, как в глубине воды отражаются деревья, небо, облака, так и в сердце человека родная природа рождает чувства и ощущения, которые безграничны и глубоки.

Учитель. - Какие слова, по- вашему, точнее выражают чувства?

Русская природа.


  • Поражает

  • Ослепляет

  • Завораживает

  • Проникает

  • Захватывает

  • Околдовывает

  • Очаровывает

  • Удивляет

  • Потрясает
Дети.-Завораживает, очаровывает, проникает, захватывает.

Учитель.- Что же нужно человеку (уметь, иметь), чтобы понять прелесть русской природы?

Дети.-Человек должен уметь вглядываться в окружающий мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в неброских красках.

Учитель.- Что же объединяет стихи, прозвучавшие на уроке?

Дети.- Они о неброской красоте русской природы, о нашей Родине.

Учитель.- А как вы понимаете выражение «малая родина»?

Дети.- Это место, где родился человек, провёл своё детство, куда ему всегда хочется вернуться.

Учитель.


6 . А сейчас мы побываем в картинной галерее и посмотрим, как Марк Шагал изображает уголки родной природы своей малой родины.

Рассмотрим картины «Окно на даче», « Моя деревня».

Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

Дети.- Я считаю, что можно. Я очень люблю бывать на нашей даче в любое время года.

Учитель.- А к заснеженным улицам небольшого города?

Дети.- Да можно.

Учитель. -Рассмотрим картину «Окно на даче». Много ли места занимает на картине изображение окна?

Дети. - Практически всё.

Учитель. - Что вы видите за окном?

Дети. - Я вижу берёзки с нежной зелёной листвой, молодую сочную траву, цветы на поляне.

Учитель.- Нравиться вам пейзаж? Чем?

Дети. - Меня привлекают в этом пейзаже сочные зелёные краски, нежная белизна стволов берёз, разные оттенки цветов.

Учитель.- Как вы думаете, почему художник пишет летний пейзаж сквозь переплёт оконной рамы?

Дети. - Цель художника: изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно это как прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнату от чудес, которые разворачиваются за ним.

Учитель.- Что можно рассказать о размере комнаты?

Дети.- Она маленькая, тесная по сравнению с лесным пространством за окном. Чтобы показать такое ощущение, художник выстраивает предметы в ряд. Даже мужская и женская головы словно поставлены одна на другую.

Учитель.- Что вам напоминают лица?

Дети.- Театральные маски. Люди, словно застыли, очарованные красотой

пейзажа за окном.

Это напоминает мне спектакль, который разыгрывает природа для

человека. Занавеска, будто поднятый театральный занавес.

Работа по картине «Моя деревня».

Учитель. -Художник родился в городе Витебске. Почему свой город он называет « Моя деревня»?

Дети.- В этом выражается отношение к родному городу, как к чему-то бесконечно

родному и близкому.

Он,наверное, изобразил родную улицу, где провёл своё детство.

Учитель.- По каким признакам можно судить, что художник любит свой город?

Дети.- Дома разноцветные, непохожие друг на друга.

Я вижу колокольню и башенку часов. Художник с любовью выписывает

эти здания. Они, как люди, смотрят глазами-окнами, тесно прижимаются

друг к другу, то выступают вперёд. Создаётся впечатление, что они живые

и общаются.

Учитель.- Как вы воспринимаете лошадку с санями, где она находится: за городом, в поле или идёт по самому небу?

Дети.-Это как в сказке. Нет чётких границ между реальным миром и волшебным, сказочным.

Учитель. - Как вы считаете, эта картины – гимн большой Родине или признание в любви « малой родине»?

Дети.-Художник воспевает «малую родину», которая является частью огромной Родины.

Дети.-У Андрея Вознесенского я буду учиться чувствовать сердцем красоту

родной природы.

Николай Рыленков рассказал нам о любви к родному уголку «малой

Это напомнило мне картины родной природы нашего Саратовского края.

Теперь я буду более внимательно всматриваться во всё, что меня окружает.

А мне захотелось повнимательнее посмотреть из окна нашей дачи. Может

быть я что- то не заметил? Обязательно посмотрю.

IV. Домашнее задание.

1. По желанию выучить стихотворение наизусть.

Сегодня для вас стихи поэта и прозаика
Николая Рыленкова

Золотое облако зноя,
Запах трав - медовый, хмельной.
Небо русское расписное
Распахнулось передо мной.
И прошу я, как в дни былые,
В нескудеющем свете дня:
Солнце жизни моей, Россия,
Укрепи на битву меня.

Сугробов блёски слюдяные,
Небес морозных волшебство,

Но как тепло, моя Россия,
Мне от дыханья твоего.

Смолкают ветры за плечами,
Когда в отцовской стороне

Своими вещими очами
Ты прямо в душу смотришь мне.

Глядишь, о счастье не гадая,
Сама судьбу свою творя,

Как ветлы в инее, седая
И молодая, как заря.

Какими тайнами владеешь
Ты, возвышаясь над судьбой,

Что с каждым годом молодеешь
И молодеет всё с тобой.

Но тайн тебе скрывать не надо,
Твои все тайны на виду.

Ведь ты мечту любую рада
Зажечь, как новую звезду.
1958


« »

Сын, возмужавший нежности стыдится,

В своей любви не уверяет мать,

Зато ни в чём пред нею не таится

И всё готов на суд её отдать.

А у меня уже виски седые

Моих раздумий бесконечна нить,

И я хочу без лишних слов, Россия,

Как с матерью, с тобою говорить.

Музыка Марк Фрадкин, слова Николай Рыленков.

Куда не посмотришь - родные
Открытые сердцу края.
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя, совесть моя.
Не ты ли меня окружили
Простором лугов и поле,
Не ты ли меня подружила
С задумчивой музой моей!
Не ты ль полновесного слова
Открыла мне все закрома…
Я знаю - за это сурово

С меня ты и спросишь сама!
Не раз к твоему придорожью
Приду я от песенных рек,
Чтоб даже нечаянной ложью
Тебя не унизить вовек.
Так спрашивай строже - отвечу
За всё: за подруг и друзей,
За самую краткую встречу
С задумчивой музой моей.
За песни которым впервые
Внимают родные края…
Я весь пред тобою, Россия,
Судьба моя. Совесть моя!

1958


« »

Я помню долг свой пред тобой, Россия,

Я не забуду никогда о нём.

Всего, чего просил и не просил я,

Ты вдоволь мне дала в краю родном.

Не всё как надо видевший сначала,

Теперь благодарю судьбу свою -

За то, что так упорно приучала

Ходить босым по жёсткому жнивью.

Дала постичь, как колются колосья,

Оберегая золотой родник…

Ведь если что-то сделать удалось мне,

Так потому, что я к жнивью привык.

Что кожу впору выдубило лето

И пропитало духом чабреца.

А чем с тобой я расплачусь за это,

Как не строкой правдивой до конца!

ПОСТРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РЫЛЕНКОВА

«ВСЁ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ…»

подлинная мысль всегда проникнута

трепетным чувством, если только ребёнок

почувствовал аромат слова, его сердце охватывает

Вдохновение... без поэтической, эмоциональной -

Эстетической струи невозможно полноценное

умственное развитие ребёнка.

В. А. Сухомлинский.

Задачи анализа –

    помочь понять сущность слова

    заметить образный характер слова в тексте

    почувствовать аромат, красоту художественного произведения

    разбудить мысль ребёнка

Необходимым аспектом изучения художественного текста является языковой анализ , который

Поможет учащимся почувствовать и осознать выразительные средства языка

Разобраться в различных эмоциональных и смысловых тонкостях текста.

Ход анализа.

    Перед чтением учащимся даётся задание: «Создайте словами картинки услышанного ».

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Беседа – анализ текста

Какие картинки возникли в вашем воображении?

    Это – конкретное описание природы или нет?

    Чтобы понять ,

Как достигнуто поэтом такое обобщение,

Почувствовать и ощутить неброскую красоту родного края,

читаем стихотворение ещё раз,

строчка за строчкой, внимательно вдумываясь в их глубокий смысл.

    Первое предложение стихотворения.

Картина конкретная или обобщённая?

Что вырисовывается в этой картинке и как?

Как вы понимаете выражение тающая дымка?

Обратитесь к словарям.

В каком значении употреблено слово таять в стихотворении Рыленкова?

Почему в переносном значении?

    А какие же краски в такие дни природы?

    С какого слова начинается стихотворение и сколько раз оно употреблено в тексте?

8. Какие средства и как помогают автору давать этим предметам более яркие

характеристики?

    Обратите внимание на первые 6 строчек стихотворения.

Выделите в них все прилагательные.

Сделайте вывод.

10. Определите значение слова ускользает.

11. В каком из этих значений употреблено это слово в тексте? Почему?

    12. Как вы понимаете выражение «беглый взор»?

Какой же он, этот «беглый взор»?

13. А что же нужно сделать, чтобы суметь разглядеть то, что было замечено поэтом?

    Поработаем над глаголами первых двух строчек.

По толковому словарю определим значение глаголов « увидеть, всмотреться ».

    Какой из глаголов отражает цель описания природы?

16. Как называет Н. Рыленков эту любовь?

17. Давайте поработаем по толковому словарю над значением прилагательного ясный .

18. Природа – это не только мир красок, но и мир звуков . И вновь нам напоминает поэт: в звуки нужно вслушаться.

Читаем 4 строфу.

19. Найдите в первых двух строчках антонимическое противопоставление (его мы уже видели в 3 строфе) близких по значению глаголов .

20. Почему надо не услышать , а вслушаться ?

23. Выделите слова, несущие на себе авторскую мысль.

24. Найдите в тексте ещё приём лексического повтора . Определите его роль в произведении.

25. Обратимся к последней строфе произведения.

26. Какие ассоциации возникают у вас слова « прозрачные воды »?

Что они вам напоминают?

27. Каким эпитетом награждает автор природу?

Подберите к нему синонимы.

28. Теперь обратимся к звукописи .

Дайте определение термину звукопись .

    Какие виды звукописи вы знаете?

30. В чём звуковая особенность этого стихотворения?

Каких согласных звуков здесь нет?

31. Какие звуки – гласные или согласные – в этом стихотворении стоят на службе у автора (в основном)?

32. Определите тон, темп, ритм (дать определения этим понятиям) стихотворения.

33 . Какова роль строки стихотворения?

34. Охарактеризуйте интонацию произведения.

В стихотворении нет конкретного описания природы, здесь запечатлён обобщающий образ русской природы.

Это уже конкретная определённая картина природы.

Холмы, перелески . Но они вырисовываются неясно, неотчётливо, как точно замечает поэт, «всё в тающей дымке».

Выражение тающая дымка очень ёмкое, образное. Надо подумать над его значением .

В словообразовательном словаре указано, что слово тающей образовано от слова таять , которое в русском языке многозначно.

В толковом словаре в словарной статье на слово таять мы читаем: «2. Исчезать, становиться незаметным».

Слово таять употреблено в переносном значении.

Употреблено в переносном значении с целью подчеркнуть, что холмы и перелески окутаны лёгкой рассеивающей дымкой.

Благодаря этому выражению, нам легко представить тихую ласковую землю под неярким небом в спокойный, не блещущий разнообразием красок день.

Такие же мягкие, приглушённые:

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Со слова всё. 3 раза.

Это повтор – одно из лексических средств выразительности.

Поэт подчёркивает

- обобщающий характер описания ,

но одновременно с этим он

Старается обратить наше внимание и на отдельные картины : так, кроме холмов и перелесков, мы видим в тающей дымке реки, озёра.

Эпитеты: « озёра туманны», « реки медленны».

Это имена прилагательные.

Эпитеты позволяют зримо показать читателю спокойную величавость рек и озёр, подчеркнуть неторопливость движения их вод.

И в этой картине также нет резкости, конкретности.

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра…

Здесь прилагательные употреблены в краткой форме: не ярки, не резки, медленны, туманны.

Они выполняют в предложении роль сказуемого.

Использование краткой формы прилагательных

указывает на постоянство, обычность картин природы.

Вывод.

Первые 6 строчек стихотворения – это обобщённое описание скромного пейзажа. Но в этих же строчках выражена любовь к родной природе. Её краски не бросаются в глаза и с первого взгляда даже неприметны, поэтому Н. Рыленков предупреждает читателя: « Здесь

В толковом словаре мы видим, что слово это многозначное. Его прямое значение - « скользнув, вырвавться». А переносное – «остаётся незамеченным».

В переносном значении.

Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными, если смотреть на всё это «беглым взором». Рыленков предупреждает: «… всё ускользает от беглого взора».

Чтобы глубже понять значение этого выражения, попробуем подобрать к словам синонимы:

взор – взгляд

беглый – невнимательный, быстрый, поверхностный, долго не задерживающийся ни на чём.

Ответом на этот вопрос являются строки стихотворения. Автор в раздумье советует:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Они сходны, очень близки по значению.

Но в тексте данного произведения они противопоставлены и объединяются в антонимическую пару.

Глагол увидеть употреблён в значении «воспринять зрением». Увидеть может и « беглый взор».

А всмотреться означает «напрячь зрение и внимание, чтобы рассмотреть, разобрать, запомнить, запечатлеть».

Всмотреться.

Только всмотревшись в неяркие краски окружающей природы, человек почувствует любовь к своему родному краю, родимой земле.

« Ясной любовью ».

    «Яркий, сияющий» (ясный месяц)

    «Светлое, ничем не затемнённое» (ясное небо)

    «Хорошо видимые»(ясные очертания гор).

Это прямые значения слова ясный.

А в предложении « ясной любовью наполнилось сердце » использовано переносное значение слова ясный – 4 . «ничем не омрачённый, спокойный».

Это перенос наименования по сходству – метафора.

Метафорический перенос усиливает образный характер повествования.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

«Услышать - вслушаться».

Вслушаться в нерезкие звуки родной природы нужно для того, « чтоб в душу созвучья нахлынули дружно ».

Слово созвучье обозначает «гармоничное, приятное сочетание нескольких звуков разной высоты».

А в стихотворении Н. Рыленкова значение этого слова гораздо шире: оно выражает не только сочетание звуков, но и гармонирующие с окружающей природой ощущения, настроения самого человека.

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Наречие дружно и глагол нахлынули .

Они вновь подчёркивают стройность и гармонию звенящего и поющего мира природы. Волнующие душу чувства, которые человек получает от созерцания этой простой, скромной, но такой родной природы, придут неожиданно, вдруг, - нахлынут, появятся стремительно, внезапно.

Слово здесь - 6 раз.

Но звучит неназойливо. Для читателя оно является своеобразным сигналом и помогает ему открывать поэтические картины именно его природы,те, какими он может любоваться всегда, в любое время года.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Водная стихия – прозрачные, бездонные воды рек и озёр.

Прозрачные воды - это естественное зеркало, в котором отражается вся прелесть родной природы, её скромная неповторимая красота.

Застенчивая.

Застенчивая - робкая, стыдливая, стеснительная.

Природа характеризуется как живое, одухотворённое существо.

Звукопись – система средств и приёмов звуковой организации литературного произведения, создающая либо нужное автору эмоциональное впечатление от описываемого события, либо смысловую ассоциацию.

Аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков).

В тексте нет шипящих звуков. Этим ещё раз подчёркивается мягкость, гладкость, лёгкость описываемого.

Гласные звуки (ассонанс). Они как негромкое эхо отдаются в каждой строчке, благодаря чему стихотворение хочется не произносить, а петь.

Стихотворение написано в одной тональности.

В нём нет смены ритма и темпа.

Строки короткие. Это как будто вскрик от увиденного, восторг, пред которым все слова пропадают. Не хочется много говорить, но зато хочется всматриваться и вслушиваться.

Интонация тёплая, задушевная. Она как нельзя лучше передаёт главную мысль автора, его настроение. Поэт как бы сам для себя открывает прелесть родной природы и хочет, чтобы её почувствовали и увидели мы, читатели.

Вслушайтесь в слова поэта: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться… Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Художественный текст, и особенно поэтический, требует, чтобы в него

всматривались,

вчитывались,

вдумывались.

Только тогда ребёнок научится познавать и открывать для себя удивительный мир литературы.


© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро