Мышление речь или образ. Как связаны речь и мышление. Речь и ее функции

29.02.2024

Понятие о мышлении .

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Общие особенности мышления

1. Мышление можно рассматривать как процесс решения новых для человека умственных задач в проблемных ситуациях.

2. Мышление обеспечивает интеграцию и взаимодействие всех познавательных процессов, участвующих в решении конкретной задачи.

3. В процессе мышления человек работает с определенным смысловым материалом (словесным, математическим, поведенческим и т.п.).

Мышление как процесс обслуживает все виды человеческой деятельности и осуществляется посредством умственных действия и операций. Умственные действия - это внутренние действия с объектами, которые отражены в соответствующих образах, символах, представлениях и понятиях. Примеры.

Каждое действие включает ряд умственных операций. Главные из них:

Операция

Анализ

Рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предметов и явлений (форма, цвет, вкус и тому подобное). Пример.

Синтез

Рассмотрение предметов и явлений в единстве и взаимной связи их частей; сведение в единое целое данных анализа. Пример.

Сравнение

Сопоставление предметов и явлений для установления черт сходства или различия. Пример.

Абстрагирование

Отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения их существенных признаков. Пример.

Обобщение

Объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Пример.

Классификация

Отнесение объекта к классу родственных объектов. Пример.

Систематизация

Расположение объектов в определенном порядке, определение их последовательности. Пример.

Виды мышления.

Виды мышления, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации

Виды мышления

Способ решения задач

Наглядно-действенное (решение умственной задачи в процессе непосредственных действий с материальными предметами). Пример: кубик Рубика.

Наглядно-образное (решение умственной задачи с использованием представлений, т.е. наглядных образов предметов и ситуаций). Пример: создание в уме танцевальной композиции.

Словесно-логическое (решение умственной задачи с использованием понятий, суждений и умозаключений). Пример: философские рассуждения.

Характер решаемых задач

Теоретическое (направлено на решение познавательных задач, формулирование законов, правил и т.п.). Пример: периодическая система Менделеева.

Практическое (направлено на решение практических задач). Пример: постановка цели, составления планов, проекта, схемы научного исследования.

Часто протекает в условиях дефицита времени.

Уровень обобщения

Эмпирическое (направлено на познание отдельных, часто несущественных свойств предметов и явлений, их внешнего сходства, различий и т.п., но не познает их сущность). Пример.

Теоретическое (направлено на познание сущности предметов и явлений). Пример.

развертывание

Дискурсивное, аналитическое или логическое (мышление, развернутое во времени, имеющее четкие логические этапы, которые могут быть зафиксированы в сознании человека). Пример.

Интуитивное (мышление, протекающее достаточно быстро, свернуто; не имеющее четких этапов и минимально осознаваемое человеком). Пример.

Адекватность отображения реальной действительности

Реалистическое (направлено на внешний мир, отражает его, руководствуется его рациональными законами).

Аутическое (не зависит от действительности, ее рациональных законов; руководствуется чувственными потребностями (желаниями получать наслаждение и избежать неприятных переживаний). Пример.

Степень новизны и оригинальности

Репродуктивное (направлено на решения задач, и получение интеллектуальных продуктов, которые не являются оригинальными). Пример.

Продуктивное или творческое (направлено на создание нового, оригинального интеллектуального продукта, является одной из составляющих творчества). Пример.

Влияние на эмоциональную сферу

Саногенное (сознательная постановка и рассмотрение психологических проблем, анализ собственных эмоций и психотравмирующих факторов, которые их вызвали; Способствует преодолению негативных переживаний и психологическому оздоровлению человека), является вариантом позитивного мышления (создание и постоянная поддержание позитивного «образа Я»).

Патогенное (противоположно саногенному, вызывает негативные эмоции, способствуют расстройствам психики). Пример.

Решение профессиональных задач

Профессиональное (решает задачи в какой-либо профессиональной области. Пример: психологическое, музыкальное, шахматное, политическое, историческое и т.п.).

Индивидуальные особенности мышления

Они определяют стилевые признаки интеллектуальной деятельности.

Особенности мышления

Скорость

Способность принимать решения в сжатые сроки. Пример: успешность выполнения тестов интеллекта.

Глубина

Способность к анализу, сравнению, нахождению существенных связей. Пример.

Широта

Способность использовать при решении задачи информацию из различных областей знаний. Пример.

Гибкость и самостоятельность

Способность к преодолению интеллектуальных стереотипов; оригинальность, не стандартность идей и подходов, используемых для решения задачи. Противоположностью гибкости является ригидность (инертность) мышления.

Критичность

Способность находить и ставить интеллектуальные проблемы. Пример.

Логичность

Способность точно и последовательно решать задачи. Пример.

Рефлективность

Склонность к неспешным, хорошо продуманным решениям. Противоположностью рефлективности является импульсивность мышления.

Мышление и интеллект.

Уровень развития познавательных процессов проявляется в интеллекте (общая способность, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе остальных способностей). Интеллект обеспечивает: а) адаптацию человека к окружающей среде; б) ее преобразование; в) поиск новой среды, которая более пригодна для жизнедеятельности. Он позволяет успешно решать новые жизненные задачи. В зависимости от материала, который составляет их содержание (образы, символы, знаки языка и т.п.), выделяются следующие виды интеллекта:

Если интеллект – это совокупность познавательных способностей, то мышление – процес их реализации.

Понятие о речи

Речь - это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые используются человеком для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Я зык - един для представителей определенного народа или народов и выражает их общие психологические особенности. Язык существенно влияет на ментальность, т.е. общие свойства ума, миропонимания, поведения представителей определенной культуры, общества, группы (социальной, этнической, религиозной и т.п.). Пример. В английском языке местоимение «I» (ай) - всегда большая буква. Это можно трактовать как знак уважение к человеческой личности.

В отличие от языка в речи выражены психологические особенности отдельных людей. В языке слово имеет четкое, принятое всеми его носителями и закрепленное в толковых словарях значение. В речи слова могут иметь смысл (содержание), определяемый личностными факторами: мыслями, чувствами, образами, ассоциациями, которые они вызывает у конкретных людей. Смысл окрашен индивидуальным жизненным опытом, потребностями, эмоциями, отношением личности к объекту, который называет слово и т.п. Поэтому для разных людей смыслы одних и тех же слов могут быть разными, и не совпадать с соответствующими словарными значениями. Пример: для одних слово «демократия» означает народовластие, для других – отсутствие власти, ведущее к беспорядку и хаосу.

Значения слов связаны с соответствующими логическими понятиями. Слова-понятия обобщают имеющуюся информацию о предметах и явлениях, фиксируют их наиболее существенные черты, пренебрегая несущественными. Пример. В слове «стол» (предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах), содержится информация обо всех возможных столах, их наиболее существенных признаках.

Функции речи

Коммуникативная

Обмен информацией. Пример.

Функция влияния

Побуждение к действию. Пример.

Сигнификативная

Обозначение объекта, указания на него, вызывание его образа. Пример.

Экспрессивная

Выражение своего отношения к объекту, ситуации. Пример.

Виды речи

Внутренняя

Неосознаваемая, беззвучная речь. Обслуживает мышление, является формой существования внутренних (умственных) действий. Её беспрепятственное протекание необходимо для реализации ряда психологических функций. Пример: успешность решения арифметических задач, эффективность восприятия словесных текстов резко уменьшаются при отсутствии или задержке внутренней речи.

Внешняя

Разговор вслух. Делится на устную речь – общение с помощью устной речи и письменную речь – общение с помощью письменных текстов. Примеры.

Эгоцентрическая

Речь, направленная на себя и не предусматривающая обратную связь. Пример: используется детьми дошкольного возраста в процессе игры или рисования.

Монологическая

Логическое, развернутое изложение мыслей одним человеком. Пример.

Диалогическая

Разговор между двумя лицами (диалог ) или несколькими лицами (полилог ). Пример.

Активная

Человек разговаривает или пишет. Пример.

Пассивная

Человек только слушает. Пример.

Жестовая

Осуществляется с помощью жестов. Свойственна людям, которые лишены слуха. Пример.

Речь тесно связана с мышлением. Речевой аппарат принимает непосредственное участие в решение умственных задач (в первую очередь – на словесно-логическое, дискурсивное мышление). В наиболее сложные и напряженные моменты решения задачи наблюдается повышенная активность голосовых связок. Это вызвано «безмолвным» произнесением слов, а также общим повышением речедвигательной активности. Однако, не все виды мышления связаны с речью. Пример: наглядно-действенное у человека и практическое у животных.

Эволюционно и речь развивались в человеке раздельно, но в итоге мы пришли к их практически неразрывному симбиозу. Мышление и речь – это равноценные помощники друг друга, хотя иногда и обходятся поодиночке.

Когда для речи не нужно мышление?

Иногда мы болтаем, не думая, иногда думаем молча. Дети часто болтают без умственной подпоры, и в то же время, они могут быть заняты наглядным мышлением без речевого сопровождения. Ученые же часто мыслят, при этом не использую речь, и лишь после оформляют результат своих суждений в словесную форму.

Как речь помогает мысли?

Речь, прежде всего, выступает как средство мышления. Мысль рождается с помощью языка и оформляется с помощью речи. Если бы не речь (устная или письменная) мысль бы легко забывалась, а благодаря свойству человека произносить вслух свои суждения или записывать, позже можно вновь вернуться к конкретной мысли и продумать ее, развить и углубить.

Говорят, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Чем четче мышление человека, тем доходчивее он может объясниться. И наоборот, речь может выступать как средство развития мышления. Чем более отточено человек излагает одну и ту же мысль, чем более искусно он подбирает слова для ее оформления, тем ясней становится для него самого и сама мысль.

Когда мышление нуждается в речи?

Психология связи мышления и речи такова, что когда задача, поставленная перед мыслительным процессом проста, речь нам, собственно, не нужна. Если мышление проходит без затруднений, человеку не нужны слова, чтобы размышлять, он использует речь только в конце для выражения умозаключений.

Это же правило действует и наоборот. К примеру, женщинам гораздо чаще нужна речь для мышления. Им бывает сложно сформулировать тезис коротко и четко, и пока они не проговорят все мысли, которые содержит данное умозаключение, вывод сделать не получится.

То есть, у женщин речь часто включается лишь для того чтобы понять саму себя, свои чувства и выразить одну единственную мысль.

Впрочем, мышление и человека работают созвучно и у мужчин. Не реже женщин, они нуждаются в устном оформлении своих мыслей, чтобы сконцентрироваться на отдельных элементах. Это становится залогом развернутого, последовательного, систематического мышления.

Запоминание и концентрация

Часто можно заметить школьников, которые для понимания математической задачи произносят ее вслух. Это – типичный пример взаимодействия мышления и речи, когда человеку нужно проговорить, чтобы сконцентрировать свой мозг на задаче, понять, что от него требуется.

То же самое делают и взрослые. К примеру, для того чтобы наверняка запомнить мысль произнесите ее вслух. Допустим, вам говорят прийти на прием к врачу 11 числа. Если вы не запишите это, легко можете забыть. Но если вы переспросите и произнесете вслух «одиннадцатого числа», вы обязательно сохраните данные в памяти.

Нарушения мысли и речи

Нарушение мышления и речи возникают при большинстве психических расстройств, в том числе и шизофрении. Порой, именно эти расстройства и помогают поставить окончательный диагноз.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необ­ходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих дей­ствий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели соб­ственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоста­вить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод от­носительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход - от единичного к общему и от общегоопять к единичному - осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению.

Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает:

Разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи,

Получение нового знания путем формирования и усвоения понятий.

Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как:

Анализ - это разложение предмета мышления на составные части. Например, вода состоит из водорода и кислорода.

Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение - это установление между предметами сходства или различия , равенства или неравенства и т.п.

Абстракция - это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например, в абстрактном термине “человек” не указан его пол, возраст, рост и т.д.

Обобщение - это объединение многих предметов по какому-то общему признаку . Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному . Например, самолет - ТУ -144.

Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку . Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.

Мышление осуществляется в определенных формах , таких как: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение . Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.


Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - это выведение нового суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).

Соответственно выделяются следующие методы мышления: индукция, дедукция и аналогия.

В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления:

- наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.

- образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

Понятийное мышление (абстрактное) - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света , но оперируем таким понятием в процессе мышления. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. С физиологической точки зрения мышление представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект . В русском языке ему соответствует понятие ум человека .

Существует огромное количество подходов к определению понятия "интеллект". Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект – это "относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи" .

Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.

Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения).

В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать отве­та. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и раз­вития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психо­логии.

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью.

Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык - это средство общения;

Это система словесного выражения мыслей.

Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов , которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения) т.е. является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.

Функции речи .

Сообщение

Выражение

Воздействие

Мышление

Общение

Познание

Еще в 18 веке было выяснено, что за функционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов (центр К.Вернике).

Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог , громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Становление речи происходит в течение нескольких периодов:

· фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);

· грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);

  • семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).

В дальнейшем под влиянием школьного обучения речь ребенка получает существенное развитие. Следует отметить, что помимо указанных этапов можно было бы назвать еще один - этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот

этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У боль­шей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем .

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь . В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи :

Форма речи - это ее связность, логичность, последовательность.

Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.

Речь является сложным психическим познавательным процессом, тесно связанным с мыслительной деятельностью человека и способностью его общаться с себе подобными. Соответственно развитие речи тесно взаимосвязано с развитием всех остальных психических познавательных процессов, в том числе представления и воображения.

Введение

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое (соответственно двойственной природе человека). С одной стороны, и речь и мышление представляют собой порождение мозга человека как homo sapiens, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление.

Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Сегодня эта проблема становится особенно очевидной в результате глобализации, нашедшей своё отражение и в науке. Актуальность проблемы не вызывает сомнений.

Вопрос о соотношении языка и речи был поставлен в лингвистике уже давно. Однако наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики». После выхода в свет его работы многие ученые посвятили этой проблеме свои исследования (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А.И. Смирницкий, Л.В. Щерба и др.).

В истории психологических исследований проблемы соотношения мышления и речи значительный вклад внес Л.С. Выготский своей монографией «Мышление и речь», вышедшей в 1934 году.

Объект исследования. Речь и мышление как психологические понятия.

Предмет исследования. Взаимосвязь речи и мышления.

Цель. Рассмотреть соотношение речи и мышления

1. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

2. Охарактеризовать понятия речи и мышления,

3. Проанализировать эмпирическое исследование интеллектуального развития детей дошкольникого возраста.

Методы исследования. При написании данной исследовательской работы был использован метод анализа и обобщения литературы по данной теме.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.

Речь и мышление

Речь, ее функции и виды

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова н пользуются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь--это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитие человека.совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Итак, одна из функций речи -- служить средством общения между людьми.Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь -- внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

Виды речи. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак--доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание,

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь -- это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи -- уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи -- ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности--достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Внутренняя речь--это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь--словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления.

Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

РЕФЕРАТ: "МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ"

студента I курса 1103 группы

Денисова Владислава Анатольевича

Проверил: ст. пр. Нижегородцева Н. А.

Санкт-Петербург

Введение

Глава 1. Понятие о мышлении

Глава 4. Формы мышления

Глава 5. Этапы решения мыслительных задач

Глава 6. Понятие о речи

Глава 7. Развитие речи

Глава 8. Виды речи

Глава 9. Функции, компоненты, свойства речи

Глава 10. Речь и мышление: единство, а не тождество

Заключение

Список литературы

Введение

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. 1 К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. 2 В данной работе мы рассмотрим первые два признака сознания. Мы определим, что такое мышление и речь, выясним их классификации, свойства и компоненты, а также взаимодействие между ними.

Глава 1. Понятие о мышлении

Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное - с помощью мышления познается то общее в предметах и явлениях, те связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атома, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с помощью мышления.

Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено. 1

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. 1

В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного.

Только с появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, закрепить, зафиксировать понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для окружающих. Человеческое мышление - в каких бы формах оно ни осуществлялось - невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т. о., существует в материальной, словесной оболочке. Органическая связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.

Мыслительная деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания. 2

Глава 2. Классификация мышления

Рис. 1. Классификация мышления

Первый способ мышления ребенка - наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень - наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов - слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.

Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.

Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности.

Дискурсивное (аналитическое) - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Репродуктивное - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное - мышление на основе творческого воображения. 1

Глава 3. Мыслительные операции

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения. 1

Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела.

Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека.

Абстрагирование (абстракция - В.Д.) - выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой. 2

Классификация - объединение предметов или явлений в группу на основании их эквивалентности. 3

Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д.И. Менделеева). 1

Сравнение - вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т.д.)

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок. 2

Глава 4. Формы мышления

Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий. 3

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. 4 Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные. 5

Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. 6 Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 2.

© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро