Что такое коуч. Кто такой коуч, в чем смысл деятельности коуча и зачем он нужен. Личностные качества коуч-тренера

03.01.2024

Интересно происхождение термина “коуч” в сопоставлении с понятием “тренер”. По данным Википедии :

Термин пришёл в русский язык из английского, а в английском произошёл от названия грузового транспортного средства, получившего название по месту своего появления. Первое использование слова «coach» для обозначения инструктора зафиксировано около 1830 года в Оксфордском университете - «коучем» на сленге стали именовать человека, помогающего студенту готовиться к экзамену. Слово «коучинг» получило значение «переносить людей с их места туда, где они хотят быть». В спорте использование данного слова впервые зафиксировано в 1861 году.

Как видите, в английском языке коуч и тренер долгое время и, в принципе, сейчас тоже употребляются как взаимозаменяемые понятия, поскольку английское “coach” и переводится как “тренер”. Слово “тренер” тоже есть, но применительно к спорту говорят “коуч”. В русском языке, поскольку термин “тренер” является устоявшимся и знакомым всем, а “коуч” пришел к нам относительно недавно применительно именно к коучингу как новому веянию, но не спортивному тренерству, различать понятия проще.

Тренерство обычно подразумевает чисто обучающую деятельность, когда тренер занимается развитием у своих подопечных четко заданных навыков. Он может параллельно выполнять роль психолога, но это зависит от желания его и учеников, не подразумевается по умолчанию. С коучем ситуация обратная: он тоже, в принципе, может чему-то обучать, при обоюдном желании, но в “чистом” коучинге не должно быть никаких советов и рекомендаций, должны быть только вопросы, благодаря которым клиент сам приходит к осознанию того, что необходимо.

Кто нужен вам, коуч или тренер?

Если вы интересуетесь вопросом не из чистого любопытства, скорее всего, у вас есть потребность обратиться к одному из данных специалистов. Можно отметить, что понятие “тренер” сейчас часто применяется также к психологам, коучам или преподавателям, которые проводят групповые тренинги. Тренинги могут быть посвящены как развитию конкретных навыков, так и общему личностному развитию. Т.е. один и тот же человек может быть и коучем, и тренером одновременно, может быть коучем, но не быть тренером или быть тренером, но не коучем. Чтобы вы не запутались, посмотрите на табличку:

Во время индивидуальной работы

  • все внимание обращено исключительно на вас и вашу задачу, которую хотелось бы решить.
  • Вы получаете возможность детально и разносторонне рассмотреть все аспекты, обсудить все подробности, которые могут вас волновать.
  • Вас не будет смущать присутствие малознакомых людей.
  • Вам не придется переключать внимание на проблемы, волнующие других.
  • Может сложиться более близкий и доверительный контакт с коучем, благодаря общению тет-а-тет.
  • Как правило, меньше эмоциональный накал в процессе работы и, как следствие, более трезвый взгляд на вещи.

Групповые занятия имеют следующие положительные моменты:

  • Атмосфера и энергетика группы, поддержка единомышленников (зависит от того, насколько вы впишетесь в конкретный коллектив, иногда участники тренинга могут отказаться отнюдь не единомышленниками)
  • Возможность для тех, кто пока не готов сильно откровенничать, избежать этого (на индивидуальной сессии вас тоже не будет никто принуждать, но качество и результат будут хуже, если вы будете скрывать часть информации)
  • Возможность понаблюдать за другими, послушать их истории – это может придать уверенности тем, кому ее пока не хватает
  • Обычно в группе все проходит несколько более динамично – может быть более комфортно для активных людей
  • Вы можете завести новые полезные и приятные знакомства
  • Одна голова хорошо, а много лучше: часто инсайты других наводят участников на собственные продуктивные мысли.


Знаете ли вы, чем еще коуч выгодно отличается от тренера? Если вы не знаете, как нужно что-то делать, вряд ли вы сможете обучить себя сами, не прибегая к помощи со стороны. Коучем же каждый человек может стать для себя самостоятельно. Со стороны, конечно, виднее, но все мы способны посмотреть со стороны и на самих себя.

Это называется осознанностью – способностью абстрагироваться от своих корыстных и эмоциональных интересов и смотреть на ситуацию как незаинтересованное лицо. Данный навык очень помогает по жизни в принципе: что для вас важнее на самом деле, сохранить теплые отношения с любимым человеком или удовлетворить сиюминутную гордость? В пылу конфликтов мы часто забываем об этом, а развитый навык осознанного восприятия помогает спохватиться до того, как станет поздно.


Вы можете освоить многочисленные коучинговые техники, выбрать те, которые больше всего понравятся, и применять их в отношении себя и своих знакомых. Обучиться можно как по бесплатным материалам в интернете, так и отправившись в школу коучинга: дороже, зато быстрее и качественнее. Чтобы вам было проще определиться, мы дарим вам в подарок бесплатное руководство от Константина Довлатова , одного из самых известных и результативных коучей в России.

Руководство по выбору коучингового обучения можно скачать по этой ссылке:

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

  • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

The Village поговорил с коучем и тренером, работающим в бизнес-сегменте класса люкс, о том, почему люди готовы платить огромные деньги за мотивацию, зачем к нему обращаются топ-менеджеры, причем тут духовные практики и как обстоят дела с этим бизнесом в России.

Чуть больше десяти лет назад на тренинге я встретила страсть всей своей жизни. Я видела женщину на сцене, которая за три дня изменила жизнь 100 человек в зале. Я думала, что хочу так же делать вклад в жизни людей. Надо стать создателем в своей жизни того, что тебе важно, все возможно.

В коучинг-тренерстве я десять лет, из них пять - в люксе. Люкс - это конкретная область коучинга, довольно узкая ниша. Есть правительственный коучинг, есть коучинг семейных отношений, есть коучинг для отцов-одиночек. Я работаю как коуч с топ-менеджерами компании, помогаю им развить проект. Второе - я обучаю топ-менеджеров управлению в стиле люкс, то есть работаю как тренер по внедрению коучинговой культуры в компанию.

Я начинала работать как коуч с финансовой группой «Лайф». После этого меня схантила компания французского дома моды. Разумеется, я тогда начала еще глубже погружаться в люкс западной компании. Уже несколько лет все компании уровня Chanel, Dior, Louis Vuitton интегрируют коучинговый подход в управление. Потому что невозможно заставить людей быть креативными, любить свою работу, их можно вдохновить, поддержать. Коуч помогает это делать. Я зашла специалистом по коучингу, а вышла специалистом в коучинге класса люкс.

Мой мужчина после тренинга совершенно поменялся в своем поведении.

Не в лучшую сторону, в неподконтрольную мне

В нашей стране коучем называется кто угодно. Но есть международная федерация, у которой свои стандарты профессии. Коучинг связан с глубоким доверительным общением с клиентом, там много личной, интимной информации, профессиональных тайн. Любому коучу, как и врачу, надо соблюдать тайну клиента. Есть этические кодексы, есть уровень необходимых профессиональных компетенций. Благодаря ассоциациям поддерживается определенный стандарт профессии. Если человек хочет коуча, то я советую, хотя бы ACC (аббревиатура Международной ассоциации коучей ICF. - Прим. ред.) , то есть аккредитированный коуч, а лучше PCC, то есть профессиональный коуч. На уровне MCC в нашей стране десять человек, год назад было только двое. PCC-коучей, как я, на всю страну порядка 60.

Чтобы попасть в число МСС, надо набрать 2,5 тысячи часов клиентской практики, сдать экзамены на соответствие компетенциям, причем на английском, предоставить записи коуч-сессий профессиональным менторам. Сложности связаны с тем, что коучинг завязан на лингвистическую систему. Те вещи, которые мы легко излагаем на родном языке, гораздо сложнее передать на другом. В нашей стране достаточное количество коучей, которые проходят по часам, но недостаточно тех, кто проходит по критериям компетенций: прямое общение, стимулирование осознания, активное слушание, коучинговое присутствие.

Коуч - это не тот человек, который сидит и задает вопросы. Это тот, который создает пространство для своего клиента. Пространство видения и резонанса собственных ценностей. Это очень непросто объяснить. Это в чем-то сравнимо с духовной практикой. Если вы откроете описание уровней компетенций международной федерации коучинга, то там есть формулировка « Коуч раскрывает перед клиентами более широкие перспективы и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий». Если рассказывать языком НЛП (нейролингвистического программирования), в речи и языке человека заложены очень много информации о нем: что в его картине мира возможно, что в его картине мира абсолютно недостижимо. Если взять успешного миллионера и среднестатистического работягу, у них совершенно разные картины мира. Даже мы сейчас сидим, наши картины мира соприкасаются условно. У коуча должно быть максимально широкое представление о картине мира, чтобы она была способна вместить любую карту клиента, чтобы клиент быстрее получил результаты.

Как проходит работа

Нагрузка определяется в зависимости от целей и скорости движения клиента. В среднем, если клиент - чемпион, проводится одна встреча в пять-семь дней. Чемпион - это типаж человека, который заряжен на быстрое движение, у которого сильная, напористая энергия. Топ-менеджеры часто бывают такими.

В среднем клиенты, занимающиеся работой над личностными качествами, встречаются со мной раз в десять дней. Десять сессий - законченный пакет, пять сессий - минимальный пакет, за который можно увидеть изменения. Разумеется, есть разовые коуч-сессии, особенно они работают для постоянных клиентов. Они могут через три месяца сказать, что им нужна поддержка. И тогда я провожу одну сессию для решения определенного вопроса. Они могут снова через год объявиться, и мы начинаем работать над новой темой.

Конечно, они возвращаются. Есть клиент, который вернулся через четыре года. За это время он достиг огромных высот, стал управляющим партнером компании, но понял, что его больше не драйвят проекты. Его вклад был заметен, когда человек был лидером группы, а когда он стал топ-менеджером, вклад стал менее виден. Ему было важно нащупать драйв и получать результаты, которые его будут наполнять. Мы начали работать с этим. Есть примеры, когда человек понял, что он не хочет работать в бизнесе, уволился из компании, создал свое маленькое дело - это тоже радикальное изменение для человека. Есть история, когда женщина вышла замуж и родила двоих детей, хотя не было таких целей, женщина пришла с бизнес-вопросом. Но она поднимала эту тему в ходе коучинга.

Смена партнеров тоже бывает. Чаще всего человек врет себе, не хочет признаваться в определенных вещах. Через коучинг он может признать, чего хочет на самом деле, и завершить отношения. Смысл не в том, чтобы уйти из семьи, а в том, чтобы сохранить с человеком добрые дружественные отношения.

Есть статистика: если человек самостоятельно приходит к цели за год, то с коучем - за четыре месяца

На каждой коуч-сессии должен быть запрос клиента, что нам надо сделать за три, шесть месяцев. Например, одна клиентка звонила для подготовки к беседе с генеральным менеджером в тот момент, когда она собиралась увольняться из компании, для того чтобы встреча прошла максимально эффективно, чтобы расстаться в добрых отношениях. На рынке топ-менеджеров любая рекомендация может произвести очень разный резонанс.

В России люди сильно сопротивляются изменениям. Есть некая формула, как мы идем к изменениям. У нас должно быть недовольство текущей ситуацией, видение того, что мы хотим. Плюс мы должны делать первые шаги. Все это вместе пересиливает сопротивление изменениям. Клиенты часто приходят, когда перед ними стоит задача, которую они очень хотят решить, но не могут начать действовать. Есть понимание того, что нужно, но сопротивление столь сильное, что своих ресурсов не хватает. Есть статистика: если человек самостоятельно приходит к цели за год, то с коучем - за четыре месяца.

Мне при этом не надо ничего понимать про бизнес-процессы. Если человек спрашивает, как провести презентацию, я его отправлю на тренинг по проведению презентаций. Если человек говорит, что хочет провести презентацию с куражом, вовлечь людей, то это ко мне. Некоторых клиентов я отправляю на массаж. Ко мне приходят, мол, нужен коучинг, а я говорю: «Сходите к иглотерапевту, на массаж и потом, если после этого будет желание, приходите». Или: «Вам не ко мне, а на тренинг личностного роста». Или человек приходит со страхом публичных выступлений, я его отправляю на курсы ораторского искусства. Есть даже люди, которых я отправляю к психотерапевту, если вижу, что психологическое состояние, связанное с внутренней драмой, не позволяет идти вперед. И ему эффективнее будет отнести свои деньги хорошему психотерапевту, тот поможет решить проблему, которая тянется с детства. Для этого и нужен профессионализм коуча, понимание, где работают смежные профессии: где кончается моя работа, где начинается работа других специалистов.

Деньги и условия

Я работаю как индивидуальный предприниматель. У меня есть компании, с которыми подписан договор, что я буду столько-то раз появляться в офисе. Топ-менеджеры хотят видеть своего коуча лично. В мире свыше 80 % коучингов проходит удаленно - по телефону, скайпу и другим средствам связи. А русские люди любят смотреть друг другу в глаза, сидеть рядом, чуть ли не держаться за руки. Почему-то в нашей культуре это важно, особенно если люди платят большие деньги. При этом есть клиенты, которые спокойно общаются по видеосвязи в командировках, есть клиенты из Владивостока, Нижнего Новгорода, Чебоксар, других стран.

Сейчас моя корпоративная цена - 12 тысяч рублей в час. Когда я работаю лично с клиентом или это друзья друзей, делаю скидки. Особенно для региональных клиентов, там другая цена. Мои коллеги, коучи такого уровня, как я, работают в регионах за 3 тысячи в час.

Первую встречу я всегда провожу бесплатно. Когда мы знакомимся, то и у человека, и у меня есть право отказаться от взаимодействия. Есть люди, которых я отправляю к своим коллегам с другой специализацией. Если у клиента очень сильно не совпадают ценности с моими (обмануть партнеров, быстренько срубить бабла, создать репутацию, хотя репутация не соответствует компетенции), я не буду с этим работать. Я скажу, что это нарушает мои этические принципы. Изредка, но это бывает. Во-первых, эффективной работы не получится. Во-вторых, мне с этим неприятно работать. Я себе могу позволить выбирать клиентов. Так и говорю: «Знаете, вам, наверное, не ко мне». Мы подписываем контракт, в котором прописываются все условия сотрудничества, моральные и материальные. Я говорю: «В любой момент вы можете сказать „стоп“». Но я рекомендую, чтобы хотя бы занятия три прошло.

При первой встрече я спрашиваю, чего клиент хочет, почему он меня выбрал, кто рекомендовал, как видит для себя движение к цели. Это может быть получасовая встреча по телефону - при близкой рекомендации. Если человек - представитель крупной компании или холодный контакт (либо следил за мной долгое время в соцсетях, либо ему кто-то не очень близкий дал контакт), тогда я встречаюсь в кафе, беседуем о том, чего человек хочет, и потом мы с ним идем дальше или нет.

Я сразу рассказываю, что у нас будет десять встреч, они будут проходить с такой-то регулярностью, будут домашние задания, ваша задача - делать, моя - быть хорошим коучем. Я не могу заставить, я могу рекомендовать. Я должна в пространстве нашего взаимодействия повысить уровень осознанности, чтобы клиент увидел, где стратегии срабатывают, где он сам себе ставит барьер. Дальше он без меня спокойно может работать. Цель работы хорошего коуча - чтобы коучинг рано или поздно закончился. Когда контракт заканчивается, мы с клиентами расстаемся. Это не психотерапия. Мы работаем пять месяцев, в крайнем случае - год.

Для того чтобы постоянно развиваться в профессии, коучам необходима профессиональная поддержка. Иногда мы просим у клиента разрешение записать сессию на диктофон, чтобы получить обратную связь своего ментора. Это позволяет увидеть зоны роста, понять, как стать еще эффективнее. Разумеется, мы гарантируем клиентам полную конфиденциальность - и особенно при передаче записи третьим лицам, которые подписывают соглашение о неразглашении.

О коучинге в своей жизни

Чем более я проработана, тем лучше результаты у моих клиентов. Если коуч живет только в ментальном измерении, он вряд ли будет эффективен. У человека есть доступ минимум к четырем измерениям: телесному, эмоциональному, интеллектуальному, духовному. В идеале любой человек, взаимодействующий с другими, должен быть органично развит. Мои регулярные практики относятся ко всем четырем измерениям.

Работа с интеллектом - это получение дополнительного бизнес-образования, научных знаний. Это фактически нарабатывание базы, необходимой в профессии: знание методологии, инструментов, результатов научных исследований и открытий. Сейчас я учусь в магистратуре ВШЭ, изучаю бизнес-психологию, это еще одна квалификация.

Для тела я делаю массажи, йогу, эзотерические практики, посещаю динамические медитации Ошо. Тело - тот дом, в котором мы живем, оно очень хорошо отражает все внутренние процессы, протекающие в уме, сердце и душе.

Есть свое время и для работы с эмоциями - ретриты, семинары и тренинги в этом направлении.

Для контакта с духовным измерением хорошо помогает медитация, изучение духовных традиций разных культур и стран. Я посещаю встречи с мастерами разных религиозных и духовных традиций. Все практики позволяют выйти за рамки и увидеть, что истина, а что социальные шаблоны, в которые мы усиленно пытаемся втиснуться, при этом теряя большую часть жизни и энергии.

У всех успешных коучей есть мастера, которых не афишируют.

Потому что в бизнесе с опаской относятся к глубоко духовным практикам

Я езжу в другие страны для того, чтобы учиться у мастеров разных религиозных и духовных традиций. Мастер видит, что тебе нужно, и направляет. Если ты выбрал мастера, ты следуешь за ним, не задавая вопросов. Это как многие выбирают себе духовников. Коуч не дает советов, он помогает найти собственные ответы. Как я нашла своего мастера? Когда ты находишься в контакте с собственной целью, жизнь постоянно дает сигналы. Но большинство людей живут по строго выбранному маршруту. И когда ты сходишь с рейса, понимаешь, что мир огромен.

У всех успешных коучей, например у Мэрилин Аткинсон, основателя Международного Эриксоновского университета коучинга, есть мастера, которых не афишируют. В бизнесе с опаской относятся к глубоко духовным практикам. Но коучи находят способы креативно переупаковать их бизнесу.

Если вы покопаетесь в интернете, то узнаете, что очень много успешных звезд типа Мадонны прибегали к чему-то, выходящему за рамки обыденности: общению с шаманами, растениями силы, учителями. Тот же Стинг уже больше 20 лет работает с перуанским растением силы айяуаской.

Так как я родилась в России, я была христианкой. Спустя 11 лет на пути духовного поиска я обратилась к буддизму, затем индуизму, шаманизму. Сейчас я уважаю все мировые религии, все они про одно: взаимную любовь, уважение к миру, самореализацию, как нам всем жить в гармонии друг с другом. Я верю, что мы все - одно целое, мы просто забыли про это.

Про других коучей и правила жизни

Я отношусь к Энтони Роббинсу (оратор-вдохновитель и бизнес-тренер. - Прим. ред.) с безумным уважением. Найти способ работы с огромными аудиториями, таким образом применить инструменты НЛП, чтобы они срабатывали сразу на 15–20 тысяч человек, раскачать энергию, которой хватает на огромные залы, - я в восхищении. Если человек создал себе имя, значит, в этом что-то есть, он обществу дает то, что обществу нужно, оно это потребляет.

Например, он преподает очень глубокую медитацию благодарности сердца. В итоге зал из 20 тысяч человек медитирует на благодарности.

У меня есть друг, который живет в Америке, он входит в круг миллионеров Тони Роббинса, закрытая тусовка из 400 человек. Билетик стоит 100 тысяч долларов в год. Раз в месяц у них есть определенные тусовки. Там Тони Роббинс много говорит о социальном бизнесе, благотворительности, вкладе в этот мир. Он практически переупаковывает знания для того, чтобы люди из бизнеса поглощали их.

Хороший коуч в разговоре с богатыми, крупными клиентами всегда так или иначе подаст мысль о благотворительности. После коуч-сессии я разговариваю с очень успешными людьми, например, о кармическом менеджменте. Задаю клиентам вопрос: «Какая у вас миссия, когда вы умрете, что вы захотите оставить после себя?» Такие вопросы многих людей разворачивают к служению миру.

Я в рамках благотворительности провожу бесплатные коуч-сессии, езжу в регионы, когда мне друзья говорят, что там у кого-то непростая жизненная ситуация. И поддерживаю «Детскую деревню», регулярно перечисляю ей деньги.

Коуч-профессию во многом дискредитируют. Есть профессия, а есть отдельные профессионалы. Мне не стыдно за то, что я делаю. Что касается инстаграм-коучей, на данный момент это лучший выбор, на который они были способны. Осуждать других людей - это не коучинговый подход. Они делают что-то, что их поддерживает. Жизнь даст им обратную связь.

О том, как коуч помогает себе

Десять лет назад у меня было понимание, как должна выглядеть жизнь нормального человека. Сейчас нет. У меня есть мечта уехать на год в джунгли в Перу и пожить там с шаманами. Мечтаю, что я смогу оставить все, спокойно сесть в самолет и улететь.

Но план моих тренингов и проектов расписан на год: взаимодействие с клиентами, мастерами и проекты во ВШЭ. Я не могу встать и уйти. Я могу запланировать путешествие на 2020 год и сказать клиентам, что не буду в России, но я пока не ставила себе такую цель.

Мне всего 35 лет, жизнь не заканчивается завтра. Она многогранна. Детей я не завела. У меня не было такой цели. У меня было два продолжительных гражданских брака, которые я сама завершала в тот момент, когда понимала, что исчерпана в этих отношениях. Квартира и машина - с этим все гораздо проще. С доходами все прекрасно. Сейчас мой ежемесячный доход в пять раз превышает средний по Москве (средний московский на сегодня составляет примерно 81 тысячу рублей в месяц. - Прим. ред. ). Можно это считать мерилом успеха? Деньги приходят как обратная связь - в том направлении ты движешься или нет.

Я всегда могу выйти в коуч-позицию по отношению к себе. Плюс мои друзья - тренеры. Моя самая близкая подруга - коуч. Я ее могу попросить помочь, задать вопрос, когда ситуация реально очень травматичная, задевающая за живое и возможности на 100 % эффективно помочь себе нет. Любой коуч является по-настоящему коучем, когда у него есть свой коуч. Как любой психотерапевт обязан иметь собственного психотерапевта.

Сейчас мой ежемесячный доход в пять раз превышает средний по Москве.

Можно это считать мерилом успеха? Я не ставила себе такую цель

Я могу назвать много принципов, которые из профессии привнесла в свою жизнь. В первую очередь это пять принципов Милтона Эриксона: 1. Со всеми все в порядке. 2. У каждого человека есть все ресурсы для достижения поставленной цели. 3. Каждое намерение человека позитивно. 4. Каждый момент времени человек делает наилучший выбор. 5. Изменения неизбежны.

Надо понять, что в тот момент времени в той картине мира, которая у человека в голове, он не мог сделать ничего другого. В Африке есть племена, которые, если человек совершил преступление, начинают «возвращать ему силу». Они рассказывают, какой он на самом деле замечательный, в чем его ресурсы, случаи, когда он кому-то помог. И через это помогают принять ошибку человека, а не превращают его в животное и изгоя, который может лишь совершить более тяжкое преступление.

Удивительным образом человек - это единственное существо, которое человеком не рождается. Мы становимся людьми только в социуме. В зависимости от того, в каком контексте мы рождаемся, мы вырастаем определенным продуктом этого социума. Неудачников по природе не существуют. Есть люди, которые впитали неэффективные стратегии, убеждения, контексты. Исходя из них, строят свою жизнь, не зная, что можно по-другому. Любому человеку можно помочь изменить свои стратегии и стать успешным.

Даже в очень небогатой семье могут быть правильные убеждения, а в очень богатых семьях может быть неблагоприятный контекст для ребенка. Это зависит не от финансовых составляющих, а от духовного, интеллектуального развития того социума, в который попадает человек при рождении: родители, бабушки, дедушки, воспитательницы, нянечки, детский сад, школа.

Я убеждена, что каждый человек - автор своей жизни. Всегда есть внутренние силы, которые позволяют человеку с этим справиться и двигаться вперед. Актер Арнольд Шварценеггер был хилым больным мальчиком. А Милтон Эриксон переболел в подростковом возрасте полиомиелитом и разучился ходить и говорить. Я не считают, что неудачник сам во всем виноват. Но ты ответственен за все - да. Когда человек берет ответственность, то все в момент может перевернуть. Он перестает предъявлять претензии окружающим, и начинается другая история.

Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро