Искусство общения с людьми. Искусство общения и его значимость. Закомплексованность в общении

02.01.2024

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство общения и его значимость

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) . Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психология общения использование общения в деятельности изучается социологией.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?

В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения [Психология: Словарь, 1990], отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности (везде выделено мной. - А.Р.). Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность».

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Общение как восприятие людьми друг друга

О необходимости правильно формулировать свою мысль

Эффективное общение способствует развитию. Руководство людьми предполагает обмен с ними информацией в той или иной форме либо донесение до окружающих своих мыслей и побуждение их к соответствующему действию.

Однако очень часто неадекватно выраженная или недосказанная мысль создает проблему, что неизбежно приводит к дезинформации и непониманию. В то же время, если вам известно, что именно усложняет общение, вы уже сделали шаг к умению грамотно выражать свои мысли.

Неточность высказывания

Особое внимание следует обратить на процесс преобразования данных или идей в высказывание. Очень хорошо, если у вас появились неординарные мысли или идеи, но их грамотному изложению могут помешать две вещи.

* Неспособность четко и логично сформулировать суть вопроса; например, вместо того чтобы сказать «Надо купить конверты», вы говорите «У нас очень быстро расходуются конверты».

* Неумение принимать во внимание предпочтения и особенности восприятия слушателя, неумение выразить свою мысль с учетом этого и добиться тем самым полного внимания к себе и точной интерпретации высказывания; например, вы используете научный термин вместо соответствующего ему разговорного выражения.

Если мысль изложена недостаточно ясно, трудно надеяться на то, что ее правильно воспримут окружающие, а такое общение нельзя назвать результативным.

Неумение слушать

Человек может сказать, что слышит вас, но при этом будет заниматься посторонними делами, например чтением газеты или разрисовыванием еженедельника. И все же отсутствие отклика на ваш рассказ или просьбу ясно продемонстрирует, что вас не слушали. Все дело в том, что между «слушать» и «слышать» существует разница.

Когда человек не слушает, он может слышать, что ему говорят, но при этом не воспринимать того, о чем идет речь, ведь его внимание в это время поглощено чем-то другим. Или, выслушав часть высказывания, примет ее за целое. В таких случаях все ваши слова будут услышаны, но не достигнут сознания. Вспомните учителя, который, заметив, что ученик на уроке витает в облаках, спрашивает его: «Что я только что сказал?» Разумеется, ученик может ответить правильно, но сделает это как попугай, не осознавая смысла услышанного. Приведем еще один пример. Беседуя с кем-то на вечеринке, вы не прислушиваетесь к чужим разговорам. Но стоит кому-нибудь в комнате упомянуть ваше имя, вы сразу на него отреагируете.

Если ваши слова или вашу манеру говорить люди находят неубедительными, вероятность того, что вас услышат, невелика. Выслушивать вас людей заставляет не только то, что вы сообщаете им устно или письменно, но и то, как вы это делаете.

Совершенно очевидно, что если люди не слушают сообщение или не уделяют ему должного внимания, оно не задерживается у них в памяти. А если сообщение воспринимается не так как следует, появляется масса возможностей для его неверной интерпретации.

Составляющие процесса общения

Чтобы лучше понять суть процесса коммуникации, нелишним будет побольше узнать о том, как работает человеческий мозг. Хотя у науки нет всех ответов на связанные с этим вопросы, о процессах, происходящих в мозге, и об их влиянии на обмен информацией между людьми известно достаточно много.

Умственная деятельность

Способность генерировать сложные мысли и облекать их в слова - одно из важнейших свойств человеческого мозга. Он выполняет три основные функции, две из которых связаны с восприятием и обработкой входных данных, а третья - с их оформлением в виде логически построенной мысли.

Восприятие

Информация, которую мы получаем из окружающей среды посредством зрения, слуха или тактильных ощущений, воспринимается и хранится в нашем сознании в виде образов, слов или звуков в зависимости от индивидуальных особенностей. Одни ярче воспринимают визуальные образы, для других большее значение имеют слова, звуки или тактильные ощущения. Такая избирательность в восприятии миллионов посланий из внешнего мира, которые ежедневно получает наш мозг, формируется обычно к двенадцатилетнему возрасту.

Обработка информации

Различные виды полученной информации хранятся в разных «блоках памяти» мозга, и для того, чтобы сложиться в мысль, им надо вступать во взаимодействие друг с другом. При этом большое значение имеет способность мозга извлекать необходимые данные и устанавливать между ними связь. А это не так уж и просто. Иногда никаких проблем не возникает, временами же бывает очень сложно вытащить из «словарного банка» имя, чтобы совместить его с хранящимся в визуальной базе данных образом человека. Это напоминает банковский сейф с таймерным замком, который открывается таймерным ключом.

Речь

Для того чтобы высказать мысль, тоже необходимо специальное умение. Оно позволяет человеку определить предмет как имя существительное, подобрать к нему глагол и соединить существительные и глаголы в связное предложение. Таким образом, для произнесения элементарной фразы «Мама мыла раму» надо одновременно задействовать три разные «ячейки» мозга.

Нет ничего удивительного в том, что люди испытывают сложности с речевым оформлением своих мыслей, как и в том, что они не всегда улавливают суть высказывания, пока оно не облечено в удобную для понимания форму. Кому-то проще понять задачу, если она представлена в виде схемы или таблицы. Кто-то может легко представить себе объект, но ему тяжело найти для него подходящее наименование. Есть люди, которым не удается сочетать существительные с глаголами, чтобы вразумительно высказывать свои мысли. Каждому из нас когда-нибудь да приходилось говорить «Ну ты понимаешь, что я хочу сказать!» в надежде, что слушатель действительно понимает.

Когда что-то не имеет подходящего обозначения, последнее нужно обязательно найти, иначе понятие нельзя будет выразить словами. В легенде, за достоверность которой сложно поручиться, рассказывается, что один из первых австралийских поселенцев увидел странное животное и спросил у проходящего мимо аборигена, как оно называется. «Кенгуру», - ответил тот. Поселенец даже не догадывался, что «кенгуру» на местном наречии означает «не знаю».

Язык тела

Выражение глаз и мимика лица, вне всяких сомнений, играют первую скрипку в процессе коммуникации, но язык тела тоже может повлиять на то впечатление, которое вы производите на окружающих. Существует несколько способов продемонстрировать, что вы уверены в себе, и это в конечном итоге скажется на отношении собеседника к вам.

* Поза . Прямая спина и развернутые плечи в случае необходимости могут добавить вам значительности. Если расслабить спину и положить ногу на ногу, можно разрядить обстановку официальной встречи, а неформальную атмосферу сделать более дружеской.

* Движения тела . Невольные движения рук и ног могут «выдать» многое из того, что вы чувствуете, от незаинтересованности до беспокойства. Можно умело «держать» лицо и осанку, но если вы скрещиваете руки, нервно сжимаете пальцы или беспрерывно постукиваете ногой, становится ясно, что вас что-то беспокоит.

* Межличностная дистанция . Если вы стоите слишком близко, у вашего собеседника может возникнуть ощущение нарушения личного пространства и даже опасности. Когда расстояние между вами не превышает 50-60 см, человек, скорее всего, инстинктивно отступит, испытывая дискомфорт от такого вторжения. С другой стороны, если вы отойдете дальше, чем на 1 м, слушатель может решить, что он вам неинтересен и будет чувствовать себя не слишком удобно.

Положение тела способно подчеркнуть ваши слова или отвлечь от них внимание. Совсем несложно контролировать телодвижения, если помнить об этом. Один или несколько жестов для более точного описания той или иной ситуации помогут усилить вербальное выражение сообщения соответствующими невербальными знаками.

Необходимо обратить внимание на некоторые характеристики голоса.

* Тембр и тональность . Низкие голоса звучат более степенно и воспринимаются серьезнее. Визгливый или резкий голос создает впечатление, что его обладатель неуравновешен или нервничает. Поскольку даже самый высокий голос имеет в своем диапазоне высокие и низкие тона, можно найти самую низкую тональность, при которой ваш голос все же не потеряет естественности, и пользоваться ею. Если по ходу высказывания вы переходите от одной тональности к другой, это говорит о том, что вы отдаете себе отчет в своих действиях, и внушает слушателю доверие к вам.

* Темп . Спокойный, размеренный темп способен удерживать внимание и помогает понять, о чем идет речь. Если вы говорите слишком быстро, у слушателя будет недостаточно времени на осознание информации; замедленный темп делает вашу речь мрачной и скучной, и слушатель легко отвлекается от предмета разговора; если же вы колеблетесь, собеседник испытывает подсознательное беспокойство. Разговор в ритме естественного дыхания дает людям возможность легче вникнуть в его суть. Значимые паузы позволяют подумать и осознать одну часть информации, прежде чем перейти к другой.

* Логическое ударение . Благодаря модуляциям голоса можно подчеркнуть отдельные слова в высказывании. Без достаточного ударения бывает сложно выделить наиболее важную информацию. И напротив, выделение слишком большого количества слов или частей высказывания быстро истощит внимание слушателя, и общение не оставит никаких воспоминаний, кроме того, что оно было крайне утомительным.

Во время телефонного разговора невербальные средства воздействия нам недоступны. В этом случае можно с максимальной пользой задействовать возможности своего голоса.

Разговаривайте стоя . Когда тело выпрямлено, дыхание становится свободным, а голос звучит более ясно и четко.

Улыбайтесь . Улыбка держит в тонусе мышцы, окружающие голосовые связки, голос звучит тепло и мягко. Все это заменяет недостающие невербальные эффекты.

В целом основными параметрами эффективности любого практического общения являются умения и навыки человека в использовании так называемых понимающих и директивных приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми. Основными параметрами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать во взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание и проявление уважения личности собеседника и состоящее из неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения. В психологической литературе наиболее устоявшимся термином для обозначения понимающего общения принят термин «рефлексивное общение» или техника рефлексивного общения от английского слова «reflection» - отра-жение, обдумывание. В психологическом плане он означает следующее: «При взаимодействии с собеседником я как зеркало «смотрю» в его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его «глазами» безо всякого оценивания». Авторы сочли оправданным заменить этот термин более приемлемым для русского языка термином «понимающее общение», поскольку, во-первых, он четко отражает назначение приемов рефлексивного общения (ориентация на понимание); во-вторых, у читателя не будет возникать смешение с термином «рефлекс» в физиологии, который имеет другое значение, чем термин «рефлексия» в психологии.

Характеристика директивного общения

Мы уже отмечали, что такие качества человека как целеустремленность, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, оказании воздействия на людей и достижении своих интересов и целей при взаимодействии с ними принадлежит к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современном мире. Вместе с тем, та же жизненная практика дает бесчисленные примеры того, что люди при отстаивании своих интересов и достижении целей очень часто делают это в такой форме, которая больше препятствует, чем способствует их достижению и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и других отрицательных последствий. И происходит это потому, что, исходя из конкретных условий своей жизни, многие люди быстрее приобретают навыки и привычки защитно-агрессивного поведения, как неэффективного заместителя директивного общения. Закрепляясь, они становятся достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств.

Поэтому овладение приемами директивного общения входит в число неотъемлемых личностных атрибутов современного делового человека, и руководителя в том числе, поскольку основным содержанием его профессиональной деятельности является работа с людьми для реализации служебных целей. И навыки и умения директивного и понимающего общения образуют одно из основных профессионально важных качеств - умений и навыков эффективно вести целенаправленную беседу.

Закомплексованность в общении

Начнем с теории. Не пугайтесь, ее совсем немного. Все-таки надо же знать процессы, связанные с закомплексованностью в общении. Это хорошо ориентирует и при исполнении аутотренинга, и впоследствии в жизненных ситуациях. Учтите, что так полагает большинство закончивших курсы, да и с моими наблюдениями совпадает.

Поэтому повнимательнее, повдумчивее вчитайтесь и постарайтесь запомнить:

определение закомплексованности в общении;

возможные последствия, которые с годами обязательно проявятся, если ее не преодолеть;

и наоборот, что получите, если избавитесь;

внешние проявления;

причины возникновения;

эффективные способы преодоления.

Чем глубже вы осознаете эти теоретические положения, тем легче и успешнее сможете осуществить аутотренинг и гарантированнее получить желаемый результат.

Уровни общения

Манипулятивный . Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией - заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения. Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.

Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п. При нужности и полезности с человеком вступают в контакт, при ненужности - не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется как вещь, так как после получения желаемого результата интерес к нему, как правило, быстро исчезает. При общении с пациентом данный вариант недопустим.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями. Еще одним ярким примером игрового уровня общения является флирт между мужчиной и женщиной, когда между ними проходит так называемая игра. Уровень игры связан с чувством юмора и возможностью неформально вести беседу.
Деловой. Партнер считается с вашим характером, возрастом, личными взглядами, вкусами. Однако при этом во главу отношений ставится общая связывающая вас цель (и уже только поэтому это не манипуляция), которая и определяет ход контакта. Деловитость в общении нужна отнюдь не только предпринимателям. Ведь у любой семейной пары тоже есть общее дело - например, сохранение нормального психологического климата, стремление избежать грубых, примитивных контактов.

Духовный

Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.

Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Уровень масок. Общение в этом случае страдает обезличенностью. В какой-то мере это следствие необходимости вступать ежедневно в многочисленные контакты, под которыми понимают не только разговоры, но и контакт глаз, безмолвный обмен приветствиями. Человек психологически оказывается неспособным, что называется, вложить душу в общение, поневоле оно свертывается, формализуется. Маска вежливости, безразличия, брезгливости… Каждый может насчитать их у себя с десяток. Постоянное общение в маске становится препятствием на пути к самовыражению. И не только на улице, где это действительно уместно, но и при встрече с другом, при объяснении с любимой.

Значимость общения

Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку - все живое так или иначе общается. Английские психологи считают, что природная функция общения - создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. «Язык» при помощи которого общается животный мир, конкретен и прост. Он передает информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта. Биологи подсчитали даже количество «слов-понятий», которыми пользуются «братья наши меньшие» при взаимном общении: у лягушки их 6, у кошки - 20, у лисицы - 36.

Таким образом, общение не является изобретением человека, потребность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что получила статус одной из самых главных, и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Успешное общение с людьми - это радость, которая существенно облегчает жизнь. Но не все общительны от природы. Однако общение можно развить. Дар человеческого общения, как и все, что заложено в нас самой природой, необходимо развивать. Овладеть искусством общения для многих становится в наши дни чуть ли не профессиональной задачей, но не стоит паниковать по этому поводу. Надо просто запомнить одну принципиально важную вещь: здесь преуспевает лишь тот, кто умеет получать удовольствие от общения с людьми. Это - золотое правило, заменить которое не в состоянии никакие хитрости и уловки. Будь то дружеская беседа с коллегами по работе или торжественный прием, ищете ли вы приятных личных знакомств или стремитесь расширить деловые контакты - основной целью должно быть ваше собственное удовольствие от общения. Лишь так вы найдете и новых друзей, и вашего возможного спутника жизни, и покровителей в карьере.

общение язык тело контакт

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

    реферат , добавлен 08.04.2011

    Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Процесс экспериментального психологического общения, его особенности и специфика. Проблемы, возникающие при общении.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции и кодекс делового общения. Структура деловой беседы. Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации. Культура телефонного общения.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Функции общения и их характеристика. Барьеры как факторы, мешающие общению. Возможные пути и методы преодоления барьеров общения.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Понятие общения, его значение для развития человека. Классификация общения в зависимости от используемой техники и целей. Деловое общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Специфика его целей и ценностей.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Характеристика его видов. Существующие точки зрения на сущность творчества. Творческая природа и психологическое значение общения.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Процесс установления контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности. Понятие, виды и функции общения. Роль восприятия в процессе общения. Способы психологического изучения. Выявление проблем и трудностей в коммуникативном процессе.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2014

    Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2012

    Понятие общения и межличностных отношений. Моральный выбор ценностей общения, уровень его культуры и этики. Идентификация, эмпатия и рефлексия как основные механизмы взаимопонимания в процессе общения. Качества личности, влияющие на процессы общения.

    реферат , добавлен 17.01.2011

    Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Это сложный процесс установления контактов между людьми.

Эпиграф: «Подражание есть животное качество. Творчество – Божественно» (Ш.С.С. Баба)

Творчество… Что мы можете сказать об этом? Какое мы, люди, имеем к этому отношение? Где находится этот важный «орган», отвечающий за процесс творчества?

Справка: человеческий мозг больше, чем компьютер. Это центр контроля всех жизненных функций человека. Вместилище интеллекта, памяти и сознания. Место возникновения человеческих чувств «Наш мозг фактически является знакомой для нас Вселенной. Без мозга для нас ничего бы не существовало» Мозг имеет три фунта серой массы. 10-15 миллиардов нервных клеток. 10 в 800 степени соединений (10800) Каждое полушария головного мозга имеет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логические, рациональные действия: операции с числами или цифровыми шифрами; различные логические процессы; анализ; речь, чтение и вербальное общение; запоминание языков и текстов. Правое полушарие отвечает за творчество и эмоции, это: образное мышление (analog); зрительная память; целостный опыт; обобщение/ синтез; идеи, творческие импульсы, воображение; ритм и цвет.

Как происходит взаимодействие обоих полушарий? Что является плодом этого взаимодействия? Мозг реагирует на информацию, поступающую через органы чувств, с помощью логики и эмоций. Фактическое знание может сочетаться с творчески-эмоциональной частью, логической и наоборот. Взаимодействие между полушариями является источником интуиции. Творчество же - есть результат совершенного взаимодействия обоих полушарий мозга.

Какое отношение к этому имеет ИСКУССТВО? Что говорит Шри Сатья Саи баба об искусстве? Он говорит: «Искусство – это производное духа и потому оно должно нести в мир духовные ценности».

А что такое ДУХ? (СИЛА «НЕПОСТИЖИМОГО»!)

Справка: «Непостижимое» – Божественное, можно узнать по шестнадцати божественным силам. Это контроль над пятью функциями тела, пятью чувствами и пятью стихиями. Но эти способности с помощью аскетического образа жизни и духовной практики может развить в себе и человек. Шестнадцатая же сила находится за пределами досягаемости человека. Она проявляется только тогда, когда на землю нисходит божественное существо, которое подобно Бесконечному Высшему Сознанию и обладает всеведением, всемогуществом и вездесущностью.

Можно ли увидеть, услышать, воспринять «Непостижимое» органами чувств? Если да, то как?

Научный опыт: ученые, с помощью креативного замораживания воды обнаружили «замороженную информацию». Воду, предварительно перед заморозкой, «облучали» музыкой, словом, образами и пр. И вода, в различной форме снежинок, открыла нам «образ Непостижимого» Если принять во внимание, что человеческое тело на 70-80 % состоит из воды, то становится очевидным, что мы становимся тем, что мы видим, слышим и воспринимаем любым образом. Рассмотрим эти снежинки и отметим, что всё позитивное («со знаком плюс»), гармоничное и совершенное – воплощается в соответствующие образы снежинок, которые удивляют не только своей неповторимостью, но и красотой, пропорциональностью и гармонией. А всё негативное («со знаком минус») напротив, отличается «уродством» и дисгармонией в отображении снежинок.

Проведём опыт: вслушаемся внимательно, как об одном и том же говорит НАУКА и ИСКУССТВО.

Научное определение строения глаза: «Глаз – это орган восприятия света. Глаз состоит из воспринимающих свет (зрительных) клеток, хрусталика и аппарата для приведения получаемого изображения на ретине. Перед глазом находится радужная оболочка отверстие, которое называется зрачком. При ярком свете зрачок сужается; при слабом, чтобы уловить больше света, - расширяется. Глаза позвоночных (в том числе и человека), имеют шарообразную форму. Стенка их состоит из трёх оболочек – наружной белковой, или склеры, средней сосудистой, или хориоидной, со сплетением кровеносных сосудов, и внутренней сетчатки, состоящей из зрительных пигментных клеток.На передней части белковая оболочка переходит в роговицу и радужную, обрамляющую кольцом хрусталик. Хрусталик прикреплён кольцеобразной связкой к валику внутренней поверхности глазного яблока, - реснитчатому телу. Хрусталик глаза разделяет его на два отдела: переднюю камеру, которая наполнена влагой, между роговицей и хрусталиком, и заднюю, между радужной оболочкой и ретиной, наполненной студенистой массой - стекловидным телом».

§ Рокотов Ф.С. «Портрет Струйской» (дать без комментариев и прочитать стихотворение)

§ Заболоцкий Н. «Любите живопись, поэты…»

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова, снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают,

И приближается гроза.

Со дна души моей мерцают

Её, прекрасные глаза…

После паузы предлагаем размышления на заданные вначале вопросы, а именно: в данном случае, ученый – анатом, поняв всё о том, как устроен и действует человеческий глаз, делает схему строения глаза. Мы с интересом наблюдаем его составные части, но это не вызывает волнения наших чувств. А вот портрет Струйской и стихи Заболоцкого волнуют многие поколения людей, и мало того, они позволяют нам понять душевную жизнь этой женщины. В отличие от науки, которая говоря словами И.И.Павлова, как бы рассекает, анатомирует действительность, искусство стремиться к её целостному отражению, к постижению мира во всём богатстве его свойств и качеств. Творец искусства первоначально аппелирует к сердцу читателя, зрителя, слушателя. А через него – к разуму. Ученый же, непосредственно обращается к разуму. Он мыслит абстрактно. Он изучает человека, явление – в общем. А художник – смысл этих явлений раскрывает через конкретные художественные образы. Он показывает силу и роль любви, или подвига, или преступления через поступки и события, придуманных им героев. Заставляет нас стать их участником, радоваться и страдать вместе с героем. И творец искусства, и ученый отдают все силы своего ума и сердца своему исследованию. Но в формуле, открытой ученым, мы не увидим его души, его страданий и мучительных поисков истины. Формула, закон, науки сами по себе беспристрастны. А в любом произведении искусства мы можем услышим, как билось сердце художника. Узнать, что он любил, или ненавидел. О чём мечтал, создавая своё произведение. В любом произведении искусства мы чувствуем живое дыхание той эпохи, в которую это произведение было создано. И ещё, творцы науки и искусства в своих поисках опираются на весь мировой опыт, который предшествовал ему. По - этому поводу говорил Исаак Ньютон так: «Я видел дальше других, потому, что стоял на плечах гигантов» Но Альберт Эйнштейн в своё время сформулировав теорию относительности доказал, что открытия Ньютона верны не для всех случаев физического взаимодействия тел. Он писал в конце своей жизни: «Ньютон, прости меня! В твоё время ты нашел тот единственный путь, который был пределом возможного для человека величайшего ума и творческой силы». - О чём это говорит? Это говорит о том, что процесс познания мира беспределен. Каждое новое открытие в науке выявляет ограниченность знаний и представлений ученых предыдущих эпох, хотя и происходит на основе этих достижений. - А в искусстве? Творения Шекспира, Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Баха, Бетховена, Пушкина, Чайковского и других творцов существуют, и сила их воздействия на людей не слабеет, а приумножается. Они не стали меньше волновать нас с появлением более современных имен творцов, хотя творчество последних есть дальнейшее развитие открытий в искусстве, сделанных их предшественниками. Рассказывая потомкам о жизни людей своей эпохи, сохраняя её живое дыхание, творец искусства продолжает жить в своих бессмертных творениях и продолжает активно участвовать в формировании духовной жизни многих последующих поколений. В этом и есть великое значение искусства, его сила.

Что же такое искусство? Какую роль оно призвано играть в жизни людей?

Искусство - это возможность выразить, что - либо без помощи слов, выразить наши чувства, интуицию, видение. Ономожет выразить наш взгляд на реальность.Искусство – этоспособность понять то, что мы не могли видеть прежде,способность тронуть и поразить наше сердце и ум.Оно достигает более глубоких слоев сознания. Может вылечить и порадовать наше сердце.

Какие виды искусства мы знаем?

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Поэт Вадим Шефнер так описал в своих стихах значение слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить…»

Казалось бы, простое привычное человеческое слово, но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной. В соседстве с другими словами оно начинает звучать необычно, вызывая в нашей памяти множество ассоциаций. Так возникает литературный образ.

Изобразительное искусство – вид искусства, создающий на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Портрет человека может быть написан красками, изваян из камня или выгравирован резцом гравёра. Так изобразительное искусство объединяет живопись, скульптуру, графику. Живописец оперирует красками, которыми он на плоскости изображает предметный мир, изображает так, как он его видит, как чувствует, и то, что он знает о нём. Специфические средства живописи – цвет, рисунок, композиция - позволяют художнику запечатлеть, а зрителю увидеть цветовое многообразие мира, вызвать особое отношение к нему, особое настроение.

Музыка – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Великий немецкий поэт Генрих Гейне сказал о сути музыкального языка так: «Там, где кончаются слова, начинается музыка» - Давайте попробуем прочувствовать и понять особенности и силу языка искусства.

  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Всмотритесь внимательно в эти художественные образы. Ваше впечатление? Расскажите всё, что вы видите на полотне.

Раздвинулся занавес над алтарём – и в ореоле мерцающих, тающих в эфире херувимов предстала Божественная Дева. Спустившись с облаков, она уже ступила на земную планету. Покорная неизбежному решению она несёт миру как жертву для его спасения, младенца. И только тень страдания лежит в уголках её дрожащих губ; а он так величав, спокоен, как царь или античный герой, - младенец с глазами мудреца. Паря на облаке созерцает их Папа св. Сикст – 2, его тиара видна на алтаре. Своей протянутой вперёд рукой Сикст поручает благости Мадонны, как бы стоящих внизу верующих. Два ангелочка, отделившись от толпы своих собратьев, залетели вперёд и, облокотившись на край алтаря, любуются приближением Создателя. А св. Варвара с её атрибутом – башней, в которой она была заключена по преданию, благоговейная спутница Мадонны, всегда созерцающая в небе то, что Сикст видит лишь впервые, любуется теперь этими двумя ангелочками, умилённая глубокой грустной думой, затенившей их детские лиц.

Чем привлекает эта картина? Перед нами работа опытнейшего режиссёра и знатока «человеческих душ», великого мастер композиции и цвета – Рафаэль Санти. Его «творческая кухня» - это всегда узнаваемый и неповторимый стиль - подчерк мастера. Приём ассиметрии объёмов и силуэтов усиливает беспокойство и внутреннее движение в композиции картины. Все взоры действующих лиц на полотне направлены в разные стороны, образуя некий замкнутый круг. Лишь Мадонна и младенец в упор смотрят на нас. И этот взгляд отрешённый и взволнованный, невольно заставляет каждого стать соучастником события. Без напыщенности, ни на миг не фальшивя, мастер рассказывает нам об этом невероятном таинстве! И мы верим художнику, как верят правдивому свидетелю необычного события. Так неотразим пластический строй картины. А если мы попробуем проследить взглядом за движением складок на одеждах и драпировок, то выявим некую закономерность.- Какую? Какую бы фигуру, деталь или элемент картины мы бы не рассматривали, наш взгляд постоянно возвращается к центральному образу Девы Мари и её Божественного сына. Всё подчинено главной цели – заставить нас увидеть и понять взор Мадонны. Всё изображение вокруг, лишь сложная и необходимая рама, лишь аккомпанемент к центру полотна, лику Марии. Стремительный бег линий, весь сложный абрис силуэтов – всё неизбежно приводит нас к Ней. Расчёт мастера точен. И мы в плену у Мадонны на всю жизнь. Такова сила обобщённого образа, прекрасно воплощённая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне. Мадонна не только прекрасна, но и бесконечно мудра. Её взор, кажется, проникает в самую глубину явлений. О ней можно сказать словами Сервантеса:

«Она умеет видеть суть явлений

И там, где для мудрейшего темно…»

Давайте теперь попробуем сопоставить этот Образ с эмоционально – образным строем музыки Ф.Шуберта

  • Шуберт Ф. «Аве Мария».

Здесь важно услышать и почувствовать удивительное сочетание живописи и музыки, простоты и величия. Как художник и композитор, каждый своими средствами, создаёт ощущение возвышенного, одухотворённого, прекрасного.

Можем ли мы увидеть или услышать Присутствие Творца в этих произведениях? Давайте рассмотрим снежинку, которая появилась вследствие «облучения воды» музыкой Ф.Шуберта.

Как – же возникает этот процесс, «алхимия творчества»?

У поэтессы Анны Ахматовой есть такие строчки о процессе творчества:

«Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается, какой- то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него неповторимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь».

О каком «всепобеждающем звуке» рождающимся в душе человека, идёт речь? Когда вы занимаетесь той или иной творческой деятельностью, появляется ли у вас подобное ощущение? Кто диктует строки в тетрадь поэта? Как рождается творчество? (Вопросы для домашнего анализа)

Пение. Песня Ю. Атаманова «Мы едины в Господе»

1. Мы Едины в Господе, (2раза в конце песни)

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности –

Это жизни Гимн.

Луч любви для каждого,

Зёрнышко Земли.

Прорастает зёрнышко

В Бога Светлый Лик.

2. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для маленьких,

Луч и для больших,

Луч для падших ангелов,

Луч и для святых.

3. Мы Едины в Господе,

Господь в нас Един.

Это Мантра Вечности -

Это жизни Гимн.

Луч Любви для нищего,

Луч и для царя.

Для Звезды Рождественской

— Зачем нам нужно общение
— 6 главных правил общения с людьми
— Искусство эффективной коммуникации
— 10 неизменных правил контакта в обществе

Каждый человек, если он живет в социуме, должен уметь общаться. Даже если он считает, что мог бы прекрасно обходиться без этого навыка. Однако, со временем становится понятно, что общение — это не просто дружеская болтовня за чаем на любую интересную тему. В рамки общения можно вписать такие действия, как:

1) трудоустройство;
2) общение с рабочим коллективом;

3) отношения в семье;
4) контакты с обслуживающим персоналом;
5) контакты с начальством;
6) воспитание детей.

Даже если вам кажется, что вы совсем не разговорчивы, и вам ни к чему учиться беседовать красиво, вы заблуждаетесь. Любое столкновение с другими людьми подразумевает общение. И лучше всего знать, как правильно общаться.

Есть и другая сторона вопроса — потребность в общении. Психология рассматривает потребность в общении как одну из важных и базовых. Если вы будете знать, как поддержать разговор, рано или поздно вам захочется реализовать этот навык в собственной жизни.

— 6 главных правил общения с людьми

Психология общения с людьми строится на нескольких правилах, которые наиболее четко и ясно сформировал знаменитый психолог и писатель Дейл Карнеги. Он выпустил свои наиболее известные книги в 1930-40-х годах, но с тех пор в человеческом поведении ничего не изменилось и эти правила по-прежнему актуальны.

Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими.
Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения – мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.

Правило № 2. Улыбайтесь.
Во время психологических исследований было доказано, что улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.

Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека.
Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».

Правило № 4. Умейте слушать.
Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника – чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия.

Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь – попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.

Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость.
Ключевое слово здесь – «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.

— Искусство эффективной коммуникации

Общение с людьми – это искусство. Чтобы овладеть им, необходимо знать много тонкостей и обладать особыми навыками, многие из которых, казалось бы, не имеют отношения к коммуникации. Однако именно их наличие делает людей блестящими ораторами и интересными собеседниками. Что поможет нам «прокачать» свои коммуникативные способности?

1) Наблюдательность.
Отмечая особенности поведения, внешности, мимики собеседника, мы можем сделать выводы о том, что это за человек и в каком стиле с ним лучше всего общаться. Кроме того, наблюдательность тесно связана с памятью – еще одним важным качеством хорошего собеседника.

2) Память.
Чем больше информации о человеке мы запомним, тем более успешным будет наше общение с ним. Если вы будете помнить все, что собеседник вам рассказал, вы сможете продемонстрировать свой интерес к нему. Он будет искренне польщен.

3) Широкий кругозор.
«Ой, я в этом ничего не понимаю!». После таких слов мало кто захочет продолжать свой захватывающий рассказ о футболе, здоровом питании или последних международных новостях. Не нужно быть экспертом широкого профиля, чтобы иметь представление о самых разных сторонах жизни. Интересные собеседники не замыкаются в своем мирке – они интересуются тем, что происходит вокруг и могут поддержать разговор на любую тему.

4) Чуткость.
Умение считывать эмоции собеседника можно назвать чуткостью, хотя на самом деле это – одно из следствий наблюдательности. Овладеть этим искусством под силу каждому – для обыденной жизни достаточно научиться видеть основные эмоции и знать азы языка тела.

5) Постоянная тренировка навыков общения.
Чем больше количество людей, с которыми мы говорим, тем легче нам находить с ними общий язык. Ищите возможности поболтать с незнакомцами, с людьми из самых разных социальных групп, с теми, чьи интересы заметно отличаются от ваших. Общение с незнакомыми людьми сделает вас более гибким собеседником.

— 10 неизменных правил контакта в обществе

1) Почаще называйте человека по имени, если стремитесь научиться общаться. Собственное имя для человека – приятнее ангельских песнопений.

2) Задавайте наводящие вопросы. Старайтесь спрашивать так, чтобы ограничиться односложным «да» или «нет» было сложно.

3) Не бойтесь немного провоцировать в разговоре и смело спрашивайте о том, что вас действительно интересует, если хотите общаться правильно. Однако надо помнить, что если вы хотите научиться общаться, то должны знать, что есть «запретные» темы, которые правильно поднимать только за бокалом хорошего вина с лучшей подружкой.

4) Правильно общаться с людьми надо с их интонацией и в их темпе. Не стоит утомлять пожилую женщину речью, в которой слова вылетаю быстрее пуль, а занятого до ужаса шефа раздражать манерами «тургеневской» барышни.

5) Постарайтесь говорить грамотно, ясно и твердо с людьми, когда общаетесь. А для этого следует хотя бы немного разбираться в предмете разговора

6) Поработайте над своей письменной речью. Психологи утверждают, что существует прямая связь между письмом и умением устно выражать свои мысли.

7) Умеренно используйте мимику и жесты. Не стоит рассказывать о поездке к морю с каменным лицом, как у диктора центрального телевидения, но и махать руками, словно ветряная мельница – тоже не лучший вариант.

8) Правильно общаться можно лишь вникая в то, что говорит собеседник.

9) Доверяйте людям, будьте открытыми. Сосед может и изводит вас своим бесконечным ремонтом (и охота ему в воскресное утро долбить стену?), зато может оказаться гениальным фитнес-тренером или не менее гениальным адвокатом.

10) Будьте уверенны все себе.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Знания, высокий IQ, профессионализм - всего этого недостаточно, чтобы добиться успеха. Нужно уметь доносить свои идеи до других и не бояться сложных разговоров. В «Мастерстве общения» основной акцент - на ошибках, которые мы допускаем в общении с другими людьми. В книге много интересных историй по теме и столько же пищи для размышлений.

Автор книги - известный американский социальный психолог, организатор знаменитого . В его книгах вместо абстрактных рассуждений вы найдёте только научный подход и статистику. «Как побороть застенчивость» - не исключение. Зимбардо рассматривает застенчивость как индивидуальный способ реагирования на эмоции. И для того, чтобы вы смогли преодолеть свои комплексы, предлагает набор конкретных советов и упражнений.

3. «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз

Напряжение при разговоре - явление вполне естественное. Главное - уметь его перебороть. Как раз об этом и пишет Роудз: как справиться со страхами и барьерами, начать разговор, обрести уверенность и избавиться от необоснованного страха, что вас отвергнут и прогонят. Универсальная книга о проблемах современного общения.

5. «Как разговаривать с мудаками», Марк Гоулстон

Да, всем нам время от времени приходится общаться не только с приятными и дружелюбными людьми, но и с совершенно невыносимыми. И пусть вас не смущает название книги: речь пойдёт о категории людей с иррациональным и нечестным стилем общения. Конструктивный диалог с ними не построишь.

Марк Гоулстон, психиатр в сфере бизнеса, предлагает целый набор техник: 14 способов общения с психами, 8 способов справиться с безумием в личной жизни и, конечно, рекомендации по работе над собой (ведь мы тоже иногда выходим из себя и можем показаться не совсем адекватными).

Разговор - не столько умение красиво излагать свои мысли, сколько умение слушать и понимать собеседника. Поверьте, людям нравится, когда их слушают. Это помогает им почувствовать себя комфортнее и увереннее. Главный секрет общения очень прост: когда вы выслушаете другого человека, он будет готов выслушать вас.

В этой книге вы не найдёте НЛП или советов по манипуляции людьми. Убеждение - это способность повлиять на человека, обратившись к нему напрямую и помогая ему осмыслить ситуацию. Только аргументация и честность, никаких уловок. Советы Джеймса Борга применимы и на работе, и в .

Ещё одна книга Джеймса Борга, которую лучше читать в связке с предыдущей. Общение, убеждение и влияние - вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. Магия слов, о которой пишет Борг, - это, конечно, метафора. Но есть в ней и доля истины: слова, которыми мы пользуемся, определяют наш успех в отношениях, работе, бизнесе. Пора учиться подбирать правильные слова.

Нейробиолог Венди Сузуки однажды осознала, что совершенно недовольна своей жизнью: всё время она уделяла только научной работе. Но именно знания нейробиологии помогли ей наладить общение с людьми, улучшить физическую форму и поменять образ мыслей.

В основе её методики - четырёхминутные тренировки для мозга, которые помогают восстановить силы, улучшить настроение и сделать мышление более интенсивным. Тело и мозг связаны, и если вы научитесь управлять этой связью, то буквально преобразитесь - и внешне, и внутренне.

Наверное, ни одна подобная подборка книг не обходится без старого доброго Карнеги. Одна из первых книг по самопомощи и эффективному общению. Классика, проверенная годами.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

© nvlz.ru, 2024
Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро